Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним9 ноября 2025 г.Безумный Франкенштейн или повесть о пи**астраданиях двух инфантилов
Начну, пожалуй, с технической стороны повести.
Частично её можно отнести к эпистолярному жанру, так как часть сюжета подаётся именно через письма. Например, первые четыре главы и последняя глава — это письма мореплавателя Роберта Уолтона, отправившегося на Север, адресованные его сестре. Также по ходу повествования встречаются письма от других персонажей, в которых содержится часть сюжетно важной информации. Основная история ведётся от лица самого Франкенштейна, но примерно во второй трети романа слово даётся непосредственно Чудовищу. Тем не менее, повествование так же продолжается от первого лица, словно Франкенштейн продолжает рассказывать свою историю, что, беря во внимание структуру повествования повести как таковой, странно.
Что касается сюжета... то это очень странная история. Я бы назвал её историей о двух инфантильных созданиях.
Виктор — вечно жалеющий себя и вечно несчастный идиот, который не делает ровным счётом ничего, чтобы выйти из того положения, в котором оказался. Именно бездействие Виктора и его жалость к себе приводят к смерти всех близких ему людей.
Чудовище, которое по образу мыслей напоминает скорее подростка в период пубертата, чем нечто глубоко мыслящее, как нам пытается представить автор. Как и свой создатель, оно находится в постоянном жалении себя. В дальнейшем оно оправдывает все свои действия именно тем, что оно бедный и несчастный одиночка, отказываясь хоть как-то воспринимать и анализировать (а это слово более чем подходит к нему, учитывая показанный в повести уровень интеллекта монстра) свои ошибки.
Подводя итог, хочется сказать только то, что и у Виктора, и у Чудовища было неисчислимое множество возможностей прекратить свои страдания вполне благоприятным для них самих образом, но они этим не воспользовались, предпочтя этому жалобы самим себе. Вот потому-то это и история о двух инфантилах, неспособных на взвешенные действия и решения.232