Рецензия на книгу
Шагреневая кожа
Оноре де Бальзак
Аноним9 ноября 2025 г.«как бы она потом ни была несчастлива, я по крайней мере спас её от страшной бури – я не увлёк её в мой ад»
у многих знакомых после прочтения сложилось отвратительное впечатление от книги, поэтому начинала читать довольно нервно, но! на удивление, мне роман очень понравился именно благодаря тем самым завораживающим (кому-то возможно покажутся нудными) бальзаковским монологам, выраженным с помощью мыслей или диалогов главного героя с другими персонажами.
сама по себе «шагреневая кожа» — загадочный философский роман, в котором автор поднимает вопросы о бренности жизни, поиске счастья и неотвратимости времени, которое иногда так хочется приостановить хотя бы на мгновение. главный герой, бедный юноша, Рафаэль де Валентен, желая самоуничтожиться, ищет наиболее интересный 'выход' и натыкается на лавку древностей, где странным образом получает магический предмет — кусок шагреневой кожи, который постепенно уменьшается при исполнении его желаний, тем самым уменьшая жизнь своего владельца. (к концу книги) осознав своё шаткое положение, он пытается избавиться от талисмана, однако, что естественно, выхода не находит, и умирает в агонии рядом с любимой женщиной...
ох, весьма странное произведение, переворачивая страницы которого читатель быстро осознает, что ждать чего-то конкретного, (кроме как кончины главного героя) не стоит, поскольку мысли и чувства персонажей настолько беспорядочны, насколько это возможно.. в связи с чем нетрудно догадаться, что роман богат на различные философские размышления, необходимые Бальзаку для более четкого построения психологических портретов (буквально размышления о богатстве, которого добьется Рафаэль, написав книгу, подталкивает его 'благодетеля', Растиньяка, на весьма странные поступки, включая откровенную ложь)
любовная линия с Феодорой для меня стала настолько фоновой, что слегка разочаровала... да, она помогла герою что-то осознать, но на общем фоне это настолько мелочно (как и их взаимоотношения впринципе) что какой-то отклик не вызывает( вообще то, клишированная линия, где героиня – сволочь, на фоне которой Рафаэль кажется более чувственным, и это настолько приелось уже, что комментировать желания нет...
мне повествование показалось живым, не скажу что шустрым и логичным, но многогранным, поскольку отступления, рассказывающие о жизни Рафаэля хорошо передавали изменения в его характере (да, весьма эксцентричном, но всё же). особенно интересными мне показались его мысли ближе к концу романа, в котором заключается, что стремление к бесконечному — иллюзия, а богатства, предоставляемые кожей – губительны в любом случае.
самое моё любимое – метафора названия романа (шагрневой кожи), показывающая, как чрезмерные желания материальной наживы со временем истощаются и превращаются в талисман, теперь уже ограничивающий свободу главного героя, приводящего его по сути к самому началу – опять таки желанию самоуничтожиться.
в общем, как и всегда, французские писатели своим творчеством вызывают у меня особый отклик, смешанный с некоторым... отвращением по отношению к мужским персонажам, но всё же призывающим благодаря ним в очередной раз задуматься о том, насколько ценны маленькие счастливые мгновения(7176