Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мара и Морок

Лия Арден

  • Аватар пользователя
    AnnaKad8 ноября 2025 г.

    О славянской сильной женщине в мало проработанном фэнтезийном мире

    Славянское фэнтези не всегда было столь популярным, особенно если сравнивать со скандинавским фэнтези. Тем не менее, за последние года мифология славян стала интересна многим читателям, особенно молодому поколению от 15 до 60 (тому подтверждение моя мама), а всё благодаря серии книг «Мара и Морок».

    Сюжет знакомит нас с девушками-Марами, которые поклоняются Моране — богине зимы, смерти и ночи. Все Мары изначально были обычными девочками, но когда они достигали определенного возраста, за ними приходили остальные Мары, забирали из отчего дома и запрещали видеться с родителями до конца своей жизни, дабы не было соблазна вернуться в семью. Миссия Мар — защищать смертных от нечисти и сохранять порядок в селениях, при этом не встревая в политический конфликт между людьми. Они становились друг другу сестрами, живя под одной крышей в храме Мораны.

    Когда-то Мары были не одни, за ними ходила Тень — Мороки. Кто-то говорит, что Мороки были врагами Мар, а кто-то наоборот верит, что они были защитниками.

    Так повествование переходит к главной героине Агате, живущей среди Мар в спокойствии и дружбе, пока принц Серата не вознамерился убить одну из них.

    Первая книга вышла довольно интересной. Сначала хотелось бы отметить плюсы, а потом плавно перейти к несущественным минусам:

    «Мара и Морок» славится сильной главной героиней — Агатой. Если вы любите независимых сильных героинь, решающих свои проблемы самостоятельно, не ожидая помощи от других, то Агата вам понравится. Решительная, храбрая девушка, готовая пойти на всё ради семьи — такую редко можно встретить в фэнтези. Агата не идеализирована, у нее есть свои минусы, она выглядит живым, проработанным персонажем, и уже это может привлечь людей.

    Семейные узы — еще один неотъемлемый плюс книги. То, как Лия Арден раскрывает отношения между сёстрами, вызывает у меня в душе неподдельную нежность и щемящую тоску. Девочки дорожат друг другом, любят, заботятся, в их отношениях нет конфликта или напряжения, и все это так хорошо описано, что даже нельзя ни к чему придраться.

    Любовная линия — самая популярная причина, почему читательницы так восхваляют эту историю. Мне она тоже понравилась, так как чувства между персонажами настолько страстные, что даже начинаешь завидовать. Диалоги между героями наполнены глубиной, некой особой чувственностью. Нет эмоциональных качель, что немало важно для читательниц-тревожников. Конечно, есть конфликты, недопонимания, но токсичности и неприятной напряженности уж точно нет.

    Все эти плюсы, как я уже выше сказала, понравятся и молодым читательницам, и взрослым женщинам, так что не чурайтесь подросткового фэнтези, иногда подобные истории заходят и мужчинам.

    Но теперь я бы хотела поговорить о минусах, которые оттолкнули многих читателей от прочтения.

    Во-первых, это непроработанный мир. Книга говорит о себе как о славянском фэнтези, но, к сожалению, толком этого славянского фэнтези я не увидела. Мне было мало нескольких видов нечисти и одной Богини на всю книгу, славянская мифология наполнена такими невообразимыми существами, Богами, историями, людьми, что есть где разгуляться. Расположение территорий понятны, они просты, плюс даны карты на разворотах книги, но сам мир наполнен малыми крупицами.

    Славянское фэнтези наоборот должно вытаскивать нашу культуру из дна, вспоминать, на какой вере жили наши предки, а так получается, что даже мы, славяне, не можем в своей же литературе отразить тот древнейший культурный пласт. Куда нам тогда соревноваться со скандинавской мифологией, которая, несомненно, тоже имеет индоевропейские корни, но преобразилась во что-то более индивидуальное.

    Возможно, сейчас я строга к «Маре и Мороку», затрагивая эту тему, но мне кажется, что если и браться за мифологию, так браться серьезно. Это субъективное мнение, а потому данный минус не особо повлияет на мою оценку книги.

    Один видеоблогер говорил про описания в виде постоянных переодеваний героев, но вот конкретно в этих двух книгах («Мара и Морок» и «Мара и Морок. Особенная тень»), но конкретно я ничего такого не увидела и даже не обращала на это внимание. Зато я хорошо знаю, что в других книгах Лия Арден уделяет уж слишком большое внимание иногда ненужным переодеваниям, будто герои каждый час во что-то новое одеваются. В этих же двух историях подобного не особо есть.

    В общем, первая часть книги меня не особо сильно разочаровала, в основном я получила то, что хотела, будучи молодой девушкой, жаждущей окунуться в водоворот любви и страсти.

    Многие возмущены тем, что одна полноценная история поделена в две книги. Ранее я тоже была этим недовольна, первая книга имела открытый финал, а продолжение истории уже было в «Маре и Мороке. Особенная тень», но, как мне кажется, это уже традиция фэнтезийных циклов. Финансовая традиция. Естественно, эту финансовую традицию не обошла стороной и сама Лия Арден.

    Подведя итоги, можно сказать, что «Мара и Морок», а также ее продолжение «Мара и Морок. Особенная тень» — те самые две книги, которые создают иллюзию безопасности. Вы можете их со спокойной душой читать, не боясь, что ваше душевное равновесие пошатнется. Это спокойные, милые и добрые истории, которые лично я рекомендую к прочтению.

    7
    393