Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моим котам

Ольга Седакова

  • Аватар пользователя
    BlackGrifon8 ноября 2025 г.

    Коты всегда коты

    Бессчетное число авторов искали у котов и кошек вдохновение. Но, признаться, не многие видели в них, собственно, тех, кем они являются. Надевая пушистые маски, писатели и поэты, музыканты (мне в руки попадался целый сборник юморесок, посвященных котам, так что не только Джоаккино Россини и Эндрю Ллойд Уэббер) смелее и изощреннее говорят о людских нравах и пороках, без табу подглядывают за занавески быта и души. А вот книга «Моим котам» Ольги Седаковой принципиально иная.

    Сборник стихов и немного прозы первым делом, конечно же, заставляет вспомнить «практическое руководство» Томаса Стернза Эллиота. Но у персонажей самого, пожалуй, знаменитого поэтического кошачьего цикла, несмотря на создание вокруг животных ореола избранности и непрочитываемости, те же людские пристрастия и черты характеров. Ольга Седакова, блестящий переводчик и сама поэтесса, делает приношение своим любимцам и смотрит на них со стороны.

    Этому способствуют нежнейшие гуаши Кати Андреевой. Местами плотно, увесисто она создает портреты, которые показывают не только разноцветье и разнообразие меха, но и позволяют почувствовать на себе кошачий взгляд. Местами ироничный, где-то недовольный и настороженный. Никакого очеловечивания – это точно схваченная интонация. Другие же кошки изображены тающими линиями, почти контурами. Например, белые на белом персонажи будто прячутся, безмятежно прикрывая глаза. В их пластике можно увидеть невероятные изломы Эгона Шиле, экспрессию, что сильнее привычных возможностей. Есть в иллюстрациях Кати Андреевой и люди (с портретом автора книги), и птицы, и рыбы. Но они лишь декор для главных героев, которые не вызывают умиления. Впрочем, опасности тоже. Они проживают свою тайную жизнь, о которой мы можем только догадываться.

    Догадывается и Ольга Седакова. Без затей она рассказывает истории о геройстве котов и почти биографию кота Мурра. Коротенькие главки, доверительная интонация, односложные эмоции – такое отлично подходит детям. Но и разгружает взрослую тоску по понятным, уютным случаям, когда маленькие существа демонстрируют качества, к которым люди забывают обращаться – преданность, дружба, забота, альтруизм.

    Писательница, конечно же, читала Элиота. И стилистические переклички можно обнаружить в том, как она находит для котов имена и ласкательные зазывалки, в словотворчестве и ребусах, знакомых по пробам Льюиса Кэрролла.

    Собственно, Ольга Седакова изобретает поэтический жанр ласкалки. В них выделяются циклы – «хвалилки», на вычесывание кота, и даже с грамматическими ошибками. По большей части они именные, но их обаяние универсальное. Вслушиваясь в детские считалочные ритмы, наивные псевдорифмы, как будто случайные, можно подумать, что они адресованы малышам, их милой несознательности. И вместе с тем это рука зрелого творца. В некоторых заключены маленькие истории, иногда упреки, даже заговоры. Это выражение любви и порой совершенно недетской иронии. Ведь коты – самодостаточные существа. И их нужно уговаривать, проявлять эмпатию, чтобы получить достойный их ответ.

    Попробовала Ольга Седакова написать стихи и за любимцев. Это не больше, чем шутка. Но и здесь видна философская улыбка, ведь язык на самом деле может выразить только то, что сам человек думает.

    Книга полна нежности, отсылок к традициям поэзии для детей и уникальной авторской интонации с языковыми находками, заставляющими замирать в восхищении перед сочинителем. И объектами ее восхищения и вдохновения, разумеется.

    14
    60