Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Pearl

Шан Хьюз

  • Аватар пользователя
    Аноним7 ноября 2025 г.

    Понять, простить и все равно не принять, пока…

    Ну да, это была модная ныне «литература травмы», но нежная, наивная, чувственная, насквозь пронизанная печалью букеровская история оказалась для меня не только о преодолении и изживании горестной утраты, а сразу о многом – о семейной драме, о трудностях взросления, о попытках в каждом возрасте осознать и как-то принять уход матери, о травматичных переживаниях себя брошенной и предоставленной самой себе, об одиночестве даже среди любящих близких, о поисках способов хоть чем-то скомпенсировать утрату близости, о роли трагических случайностей в человеческой жизни, о последствиях жизни без полноценной любви. Такая история могла бы быть рассказанной психологу или записанной в личном дневнике – в любой форме она пронзает слушателя/читателя насквозь, а в чем-то он, сам того не желая, начинает узнавать самого себя. По сути, такой истории даже не нужен слушатель, хватает совместного созерцания образов и звучания слов.

    Я уверена, что есть тысячи людей, проживающих жизнь, похожую на жизнь Марианны – как бы со сбитым по разным причинам фокусом, из-за которого в ней не видны, расплываются какие-то сущностные черты, обязательные для того, чтобы выносить доставшуюся им реальность. Героиня «Перл», опираясь на свое «наследство» (воспоминания о матери, ее образ, голос, руки, поступки, песни, приговорки, оставшиеся вещи и книги), трудно ищет, но в конце концов находит способы выстроить пространство собственной внутренней реальности, чтобы ей не было совсем уж невыносимо, чтобы не было совсем уж наплевать на себя и на все, что с ней происходит. И пусть они непонятны и не близки другим, они становятся для нее спасательным кругом, худо-бедно позволяющим выгрести «в наш мир, на землю, к свету дня».

    Посреди этого нарратива о матери и именно из-за того, что он полустерт в памяти, смыслово и событийно неполон, почти выдуман, начинает отстраиваться новый Я-нарратив героини, и за этим интересно наблюдать, следя за событиями ее взросления и попытками приспособиться к тому, что утрата всегда с ней, внутри нее. Миллиметр за миллиметром она созидает свою безопасную внутреннюю территорию из стихов и песен, мостит ее дороги цитатами, создает живые изгороди из эмоций, заключает горе в рамки принятия и смирения.

    Да, людям очень нужна со-в-местность, без нее трудно ощущать себя полным, цельным, а порой и живым. Да, она трудно достигается, а часто не достается человеку вообще (мне, кстати, здесь не хватило образа отца, вырастившего героиню и ее брата). Но если ее не из чего делать, можно попытаться построить ее из самого себя.

    40
    166