Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Siddhartha - Bilingual Edition, German & English

Hermann Hesse

  • Аватар пользователя
    Volans10 октября 2015 г.

    По этой книге вполне можно судить о любви Гессе к индийской культуре в целом. Неимоверное проникновение в жизнь Сидхартхи, в его духовный путь не может оставить равнодушным. Хотя должна признать что поначалу повествование приводило меня в уныние. Я ожидала что после ухода Сидхартхи к аскетам его жизнь будет постепенно идти вверх по духовной лестнице, что он будет то и дело одерживать победу за победой на пути к просветлению. Но его отступление от гуру возродило интерес к книге. Также от нее я ожидала набора стандартных восточно-философских истин, до крайности банальных, как из паблика с цитатами о мудрости и истине из вк. И тут эта книга разубедила меня в моих предрассудках! Один из посылов книги был в том, что мудрость, которую стараются передать, звучит как нелепость. И это золотые слова я вам скажу!
    Итак, я бы разделила роман условно на три части. В первой Сидхартха примыкает к аскетам, во второй — пробует себя в мирской жизни и в третей, самой интересной, живет у реки вместе с паромщиком Васудеву.
    Важным моментом в начале романа является реакция отца Сидхартхи на его желание стать саманом. Это частое нежелание родителей отпускать своих детей, дать им идти своим путем, методом своих собственных проб и ошибок познавать жизнь, еще будет всплывать в отношениях уже Сидхартхи с собственным сыном. К аскетам Сидхартха отправился со своим лучшим другом — Говиндой. У друга, в отличие от самого Сидхартхи, сразу чувствуется желание быть последователем чего или кого либо. В итоге в конце книги он и говорит Сидхартхе об этом, как о возможной судьбе, а ведь известно, что у каждого человека она своя и свою путь соответственно. Сидхартха и Говинда учатся у аскетов к умерщвлению плоти (замедление сердцебиения, дыхания, пост). Суть учения — таким образом умерщвлять через свою плоть свое его. Но у Сидхартхи нет ощущения, что он идет истинным путем и он решает уйти и попробовать жить мирской жизнью. Говинда же остается с аскетами.
    В мирской жизни Сидхартха хочет учиться любви у куртизанки Камалы. Для оплаты ее услуг ему требуются деньги и их он зарабатывает работая с купцом. Поначалу мирской жизни Сидхартху забавляют детские ценности, но с прошествием годов его самого поглощают их пороки, азарт и суета. Ощущая пустоту в жизни Сидхартха принимает решение вернуться к поискам истины минуя мирскую жизнь. В тоже время он не подозревает, что Камала беременна от него.
    В полном опустошении Сидхартха находиться подле реки и даже думает окончить жизнь самоубийством, но он осознает, то таким образом не решит проблем и впадает в сон. По пробуждении он встречает своего друга Говинду, который не узнает его. После етого епизода Сидхартха и присоединяется к паромщику Васудеву. Работая на переправе он учиться видеть красоту в простых вещах, созерцанию природы, а в особенности реки, через которую он с Васудевой переправляет людей. Через много лет он встречает Камалу, которая с сыном совершала паломничество к Будде Гаутаме, но ее укусила змея и она умирает. Сидхартха же берет на воспитание сына. Пытаясь быть мягким отцом, проявляя черезмерную любовь и опеку к сыну он только набрасывает на него оковы. Он не хочет чтобы сын совершал ошибки и тем самым не дает идти сыну своим путем. В итоге сын Сидхартхи убегает от него. Во время всей ситуации с сыном Васудава говорит Сидхартхе, что река смеется над ним. После побега сына Сидхартха возвращается к созерцанию реки и познания истины.
    В конце книги Сидхартха встречает своего друга Говинду и говорит с ним о своем понимании мудрости и истины.
    Одним из важнейших тез этого романа Гессе я выделю борьбу с высокомерием и важность познания через страдания. Ведь умерщвляя плоть Сидхартха не только не усмирял свое его, а наоборот еще больше питал свое самолюбие. Ведь порой любой в поисках добродеятели и ограничений начинает считать себя лучше других, выше и более благочестивым. А познавая страдания и сам начинаешь других людей больше понимать и любить.

    7
    93