Рецензия на книгу
Портрет Дориана Грея
Оскар Уайльд
Аноним6 ноября 2025 г.Ярость Калибана
Взял один из образов "Предисловия" к роману в качестве заголовка.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.Мало где вы еще найдете такое обилие афористично сформулированных высказываний, совокупно выражающих взгляды автора на природу творчества и красоты, на место художника и его права в этом мире, как на этих полутора страницах текста.
А дальше разворачивается история, синтезировавшая в себе и готику (мистика портрета и общий довольно мрачный фон повествования) и элементы психологической прозы (исследование разрушения и гибели личности) и литературного манифеста (теория «искусства для искусства») и притчи (воздаяние за зло, принесенное человеком в мир).
Книга, которая, наверное, останется читаемой классикой именно благодаря такому многообразию жанровых компонент - каждый найдет свое и у каждого будет свой портрет "Портрета".
Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство.При чтении вспомнились два классических произведения и здесь я не буду оригинален. "Шагреневая кожа" - фатальная связь человека с объектом неживой материи, который вследствие этой связи приобретает элементы живого - способность изменяться. И "Фауст". Хотя, по мнению одного из критиков, выстраивать аналогию "Дориан Грей и лорд Генри Уоттон" - "Фауст и Мефистофель" - слишком поверхностно.
Что до экранизаций - видел только одну. Давний телеспектакль. Дориан Грей в исполнении Валерия Бабятинского, хотя и не совсем соответствует внешне герою Уайльда - запомнился какой-то особой рафинированной (?) утонченностью.
12244