Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Долгая прогулка

Стивен Кинг, Ричард Бахман

  • Аватар пользователя
    Gelajr6 ноября 2025 г.

    Гаррати в Стране Кошмаров

    По формату это скорее повесть, чем роман: 200 с хвостиком страниц в электронной книге, единственная полностью раскрытая сюжетная линия. Побочные линии присутствуют, но какие-то из них намечены штрихами, какие-то не имеют начала или окончания. Так что на полноценный роман эта вещь просто сюжетно не тянет, тем более что и сам сюжет максимально компактный – умещается в четыре, кажется, дня.

    Сразу скажу, что если вы не читали "Алису в Стране Чудес" и "Алису в Зазеркалье", добрая половина аллюзий пройдет мимо. Это ни хорошо и ни плохо, просто фан-факт. Мы наблюдаем за главным гером, Рэем Гаррати, с момента его прибытия к отправному пункту "Долгой Прогулки" до его последнего мгновения на этой гонке (конец спойлерить не буду).

    Мир намечен штрихами, на заднем плане. Мы понимаем, что в какой-то момент, возможно, после Второй Мировой, история этого мира свернула куда-то в сторону от нашей. США превратились в антиутопическое государство, правит которым "Майор" – фигура-символ, схожая со Старшим Братом из "1984", с той разницей, что Майора можно лицезреть и даже дотронуться. Мы не узнаем, как США пришли к такому состоянию, в котором возможны события вроде Долгой Прогулки или наличие черных фургонов без номеров, увозящих людей в ночь.

    Повествование целиком сосредоточено на Долгой Прогулке – соревновании, на которое отбирают 100 парней-подростков со всей страны. Суть его в том, чтобы идти по дороге с определенной скоростью, без права ее снизить или остановиться. Каждая минута промедления – предупреждение. Минута промедления после 3-го предупреждения – и ты выбыл из соревнования. Последнего оставшегося ждет некоторый весьма абстрактный Приз: все, что его душа пожелает.

    Впечатления о книге у меня остались довольно смешанные. Даже если откинуть в сторону присущую Кингу натуралистичность картины и любовь к изображению всего плотского без прикрас и прямиком в лицо читателю – это все же фирменная фишка и присутствуют такие в каждой его книге.
    Все самые сильные сцены оказались в середине книги (а может даже и конкретно в третьей четверти). Они написаны мастерски, выныривать из них в реальность сложно и немного странно. А вот конец и, особенно, последние 2-3 главы показались мне смазанными. По эмоциональному накалу они уже не дотягивают до предыдущих. Зато от них остается интересное ощущение сюрреалистичности.

    Что интересно, Гаррати как персонаж не особо цепляет. Он не плохой и не хороший, вполне среднестатистический. Довольно умный. И не слишком интересный. Вот кто меня действительно зацепил как герой – МакВрайз и Стеббинс. И, как я поняла в конце, не зря.

    И снова к "Алисе". Книга, конечно, не сводится к аллюзиям на эту чудесную книгу. Там довольно много слоев, просто именно этот зацепил меня сильнее, так как при обсуждении я не слышала, чтобы его кто-то упоминал. Говорят обычно, что это антиутопия и антивоенное произведение.
    Отсылки к "Алисе" есть в явном виде, когда Гаррати сравнивает Стеббинса с Гусеницей, а также когда ему видится Чеширский кот. Есть полуявные, как сравнение Стеббинса с кроликом, после которого ты понимаешь, что он еще и Белый Кролик. А Гаррати – Алиса, но только в стране кошмаров и измененного под тяжелейшим стрессом сознания. Из неявных аллюзий мне пришелся по душе Баркович, отлично сыгравший местную Красную Королеву и момент, когда МакВрайз и Стеббинс предстали дуэтом Траляля и Труляля. МакВрайз всю дорогу был еще и Белой Королевой для Гаррати. Копаться в образах можно еще долго, но не хочу портить удовольствие ценителям "Алисы"... и да, овца в лавке там тоже есть.

    В итоге, книга мне скорее понравилась, чем нет. Пусть и последнее предложение, где Алиса (в смысле, Гаррати) перепрыгивает ручеек (в смысле... а нет, не буду спойлерить), скорее разочаровало, чем дало ощущение катарсиса.

    8
    124