Рецензия на книгу
Долгая прогулка
Стивен Кинг, Ричард Бахман
Gelajr6 ноября 2025 г.Гаррати в Стране Кошмаров
По формату это скорее повесть, чем роман: 200 с хвостиком страниц в электронной книге, единственная полностью раскрытая сюжетная линия. Побочные линии присутствуют, но какие-то из них намечены штрихами, какие-то не имеют начала или окончания. Так что на полноценный роман эта вещь просто сюжетно не тянет, тем более что и сам сюжет максимально компактный – умещается в четыре, кажется, дня.
Сразу скажу, что если вы не читали "Алису в Стране Чудес" и "Алису в Зазеркалье", добрая половина аллюзий пройдет мимо. Это ни хорошо и ни плохо, просто фан-факт. Мы наблюдаем за главным гером, Рэем Гаррати, с момента его прибытия к отправному пункту "Долгой Прогулки" до его последнего мгновения на этой гонке (конец спойлерить не буду).
Мир намечен штрихами, на заднем плане. Мы понимаем, что в какой-то момент, возможно, после Второй Мировой, история этого мира свернула куда-то в сторону от нашей. США превратились в антиутопическое государство, правит которым "Майор" – фигура-символ, схожая со Старшим Братом из "1984", с той разницей, что Майора можно лицезреть и даже дотронуться. Мы не узнаем, как США пришли к такому состоянию, в котором возможны события вроде Долгой Прогулки или наличие черных фургонов без номеров, увозящих людей в ночь.
Повествование целиком сосредоточено на Долгой Прогулке – соревновании, на которое отбирают 100 парней-подростков со всей страны. Суть его в том, чтобы идти по дороге с определенной скоростью, без права ее снизить или остановиться. Каждая минута промедления – предупреждение. Минута промедления после 3-го предупреждения – и ты выбыл из соревнования. Последнего оставшегося ждет некоторый весьма абстрактный Приз: все, что его душа пожелает.
Впечатления о книге у меня остались довольно смешанные. Даже если откинуть в сторону присущую Кингу натуралистичность картины и любовь к изображению всего плотского без прикрас и прямиком в лицо читателю – это все же фирменная фишка и присутствуют такие в каждой его книге.
Все самые сильные сцены оказались в середине книги (а может даже и конкретно в третьей четверти). Они написаны мастерски, выныривать из них в реальность сложно и немного странно. А вот конец и, особенно, последние 2-3 главы показались мне смазанными. По эмоциональному накалу они уже не дотягивают до предыдущих. Зато от них остается интересное ощущение сюрреалистичности.Что интересно, Гаррати как персонаж не особо цепляет. Он не плохой и не хороший, вполне среднестатистический. Довольно умный. И не слишком интересный. Вот кто меня действительно зацепил как герой – МакВрайз и Стеббинс. И, как я поняла в конце, не зря.
И снова к "Алисе". Книга, конечно, не сводится к аллюзиям на эту чудесную книгу. Там довольно много слоев, просто именно этот зацепил меня сильнее, так как при обсуждении я не слышала, чтобы его кто-то упоминал. Говорят обычно, что это антиутопия и антивоенное произведение.
Отсылки к "Алисе" есть в явном виде, когда Гаррати сравнивает Стеббинса с Гусеницей, а также когда ему видится Чеширский кот. Есть полуявные, как сравнение Стеббинса с кроликом, после которого ты понимаешь, что он еще и Белый Кролик. А Гаррати – Алиса, но только в стране кошмаров и измененного под тяжелейшим стрессом сознания. Из неявных аллюзий мне пришелся по душе Баркович, отлично сыгравший местную Красную Королеву и момент, когда МакВрайз и Стеббинс предстали дуэтом Траляля и Труляля. МакВрайз всю дорогу был еще и Белой Королевой для Гаррати. Копаться в образах можно еще долго, но не хочу портить удовольствие ценителям "Алисы"... и да, овца в лавке там тоже есть.В итоге, книга мне скорее понравилась, чем нет. Пусть и последнее предложение, где Алиса (в смысле, Гаррати) перепрыгивает ручеек (в смысле... а нет, не буду спойлерить), скорее разочаровало, чем дало ощущение катарсиса.
8124