Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Месье Лекок расследует убийство

Эмиль Габорио

  • Аватар пользователя
    kolesov2010ural5 ноября 2025 г.

    Роковые страсти

    Французский писатель Эмиль Габорио (1832–1873) является одним из основателей детективного жанра. С момента издания романов «Дело вдовы Леруж» (1866) и «Преступление (убийство) в Орсивале» (1867) его соотечественники отсчитывают историю французского полицейского романа. Первое из этих произведений я прочитал несколько месяцев назад (оставив на ЛЛ соответствующую рецензию), а теперь настала очередь следующей книги...
    История начинается с того, что двое жителей селения Орсиваль (имевших довольно сомнительную репутацию) ранним утром обнаружили труп жестоко убитой местной знаменитости — графини Треморель, который находился в реке, на территории парка, примыкающего к её замку. В самом замке (где не оказалось слуг, отпущенных накануне в Париж на свадьбу) царил ужасный погром (указывавший на то, что здесь орудовала целая банда преступников), а супруг убитой бесследно исчез (в парке были найдены только некоторые из его вещей). Для расследования данного происшествия на место незамедлительно был направлен сотрудник парижской полиции Лекок...
    Как отмечается в открытых источниках, именно в этом романе лучше всего прослеживается влияние Габорио на Конан Дойла. Спорить с этим нет оснований; другой вопрос: насколько это влияние оказалось положительным. И «Преступление в Орсивале», и первый из романов А. К. Дойла «Этюд в багровых тонах» (1887) построены по одной схеме: сыщик проводит расследование; по сути, раскрывает преступление и, казалось бы, повествование на этом должно подойти к концу. Но тут вдруг начинается ужасно длинное и занудное описание предыстории совершённого убийства, только вместо истории из жизни мормонов (как у создателя Шерлока Холмса) здесь мы имеем дешёвую бульварную мелодраму — с р-р-роковыми страстями и кошмарным любовным многоугольником невообразимой конфигурации. О мелочах вроде того, что диалоги в тексте звучат откровенно фальшиво, поскольку персонажи изъясняются в выражениях, абсолютно немыслимых в разговорной речи, я особо говорить уже не стану...
    К плюсам данной вещи можно отнести то, что она не лишена увлекательности (местами) и имеет какой-никакой хэппи-энд. Ну и с учётом того, что речь действительно идёт об одном из первых больших произведений детективного жанра, я в итоге счёл возможным накинуть ему полбалла (если не больше)...

    33
    280