Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повелитель мух

Уильям Голдинг

  • Аватар пользователя
    Michael_U4 ноября 2025 г.

    ... и поле битвы — сердца людей

    Это произведение привело Голдинга к Нобелевскому пьедесталу и вошло в школьную программу некоторых стран.
    Книга плотно насыщена интересной символикой и библейскими аллюзиями. Предлагаю остановиться на самых ключевых.
    Группа подростков оказывается в результате авиакатастрофы на необитаемом острове. Оставшись без взрослых, дисциплины и каких-либо ограничений, они пытаются выжить в дикой природе. И в таком антураже автор начинает художественное исследование природы зла и проявления его в человеке. Проводит сравнение первобытного и цивилизованного общества.
    Необитаемый остров выступает как символ мира без Бога. Поначалу дети радуются, что остались без взрослых и теперь могут проявить свободу.
    «Остров — наш! Потрясающий остров. Пока взрослые не приедут за нами, нам будет весело!»
    При этом показана интересная особенность психики, когда решают, что будут веселиться без какого-либо надзора со стороны взрослых, но при этом надеются, что они их спасут. Получается почти калька с нашего общества, в котором тиски эгоизма настолько сильны, что там нет места душевному развитию, и многие также хотят жить сами по себе, упиваясь бытовухой и легкомысленными развлечениями, уничтожая себя физически и духовно, но при этом даже с некоторой претензией ожидают спасения, вечной жизни.
    Автор четко показывает, что так было всегда, даже в первобытных общинах, потому как человек уже рождается с внутренним зверем. Присутствие этого невидимого и жуткого зверя остро чувствуют дети и хотят такового изловить. А его визуальным символом выступает голова кабана, которую насаживают на кол, как жертву для него.
    И автор вводит роскошную сцену разговора одного из героев по имени Саймон, представляющего светлую сторону человека, и явный христологический образ, с Повелителем мух, который говорит с ним посредством гниющей головы кабана.
    «Прямо против Саймона ухмылялся насаженный на кол Повелитель мух. Наконец Саймон не выдержал и посмотрел; увидел белые зубы, кровь, мутные глаза — и уже не смог отвести взгляда от этих издревле неотвратимо узнающих глаз. В правом виске у Саймона больно застучало.
    (...)
    — Глупый маленький мальчик, — говорил Повелитель мух, — глупый, глупый, и ничего-то ты не знаешь.
    (...)
    Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота.
    — Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?
    (...)
    Мы хотим здесь на острове позабавиться. Так что не упрямься...
    (...)
    — Мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?
    Пасть поглотила Саймона. Он упал и потерял сознание».
    Да, этот «зверюга» сидит в каждом человеке, и когда вожжи контроля отпущены, он вырывается на волю и быстро заполняет собой внутреннюю пустоту. Даже при небольшой бдительности можно ощутить, как он нашептывает тебе, как настраивает против добра и сострадания. Мир для него омерзителен, и он желает, чтобы люди были будто мухи. И тот, кто встаёт на сторону зверя, должен понимать, что, становясь мухой, ему придётся питаться умственными и духовными помоями. Слой многовековой культуры, выработанной человечеством, только как обуза, сдерживающая настоящее веселье, которым «зверь» регулярно искушает свою жертву.

    Автор такой оригинальной символикой показывает через свою антиутопию, что будет, если оставить человека в мире без божественного присутствия, превратив его всего лишь в потребителя. Он непременно упадёт на низкие ступени звериности и будет лишь разрушать, ведь Повелитель мух желает лишь зло повеселиться, сжечь мир в языческом огне.

    И тогда уже потребуется внешнее вмешательство, что и происходит буквально за мгновение до полной гибели острова.

    Если потрудиться и проникнуться текстом романа, то можно будет безошибочно определять момент, когда тобой управляет «зверь», и быстро усмирять его во избежание превращения в подпитываемую от него «муху».

    14
    381