Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана

Олег Дорман

  • Аватар пользователя
    Аноним8 октября 2015 г.

    Она дожила.
    Вопреки всему она, Лилианна Зиновьевна Лунгина, дожила до того дня, когда глядя в объектив кинокамеры смогла рассказать о себе. Рассказать о своей жизни открыто и честно – так, как прожила она эту жизнь, без цензуры и правок.
    Она не дожила.
    Фильм «Подстрочник» начинается сценой её похорон, как и книга, он шёл к своим зрителям одиннадцать лет.
    В стране победившей перестройки и гласности она всё-таки не дожила до того дня, когда её рассказ был услышан.
    Так что же, услышав правду о себе и своей истории (или хотя бы часть этой правды) с самых высоких трибун, мы всё же не были готовы услышать её из уст старой и умной женщины?
    Мы не были готовы, или снова кто-то решил об этом за нас?!

    Её биография нетипична для её поколения. Дочка сотрудника торгпредства, она часть детства провела в Берлине (смеющаяся девочка с тигрёнком на руках), часть – в Париже (школьница в бархатном платьице с затейливой вышивкой у ворота).
    Она видела Зальцбург и Вену, отдыхала с мамой в Биарицце, ездила к бабушке в Тель-Авив на пароходе.
    Потом была пограничная станция Негорелое и жизнь советской девочки-девушки-женщины.
    Она сама признает, что и советская жизнь у неё была не самой типичной: номенклатурный папа (избежавший ареста в 37-м по причине тяжелой болезни и безвременной смерти в больнице), творческая мама.
    Она знала мальчишками того, кто написал «я с детства угол рисовал» и будущего автора «сороковых - роковых». Она называла Зямой смешного пацана, который ещё не был хромым.
    Она прожила почти полвека с талантливейшим сценаристом и любимым мужем, родила талантливых сыновей.
    Она даже снова вернулась в Париж, и на перроне её встречал старый друг Вика Некрасов …
    Она подарила всем нам знакомство с «мужчиной в полном расцвете сил» и шальной рыжей девчонкой – героями переведённых ею любимых книг нашего детства.
    Незнакомая и знакомая каждому Лилианна Лунгина.
    Её свидетельства очевидца и участника событий не оставляют камня на камне от любви некоторых наших современников к никогда не виденным ими «порядку» и «сильной руке». Её исторический опыт, донесенный до нас, бесценен.
    Но мне сильнее всего запали в душу её пронзительные признания о личном, человеческом опыте.
    Щемящие слова о недолюбленности по отношению к рано ушедшему отцу - это и моя многолетняя боль.
    Признание, что в жизни человека бывает период выстраивания собственной жизни, когда ему становятся мало нужны и мало интересны родители – это и мой невысказанный стыд и сожаление. Это - правда, как правда и то, что период этот приводит к осознанию своей вины и какой-то отчаянной любви к родителям.
    Человеку, который так безжалостно говорит о себе, можно верить. И хочется верить.
    Хочется и надо верить словам старой и мудрой женщины о том, что в бездонной глубине любого горя найдется возможность выплыть, что в любых обстоятельствах всегда есть надежда на лучшее.
    И уж точно всегда есть выбор, позволяющий остаться человеком.
    Без героизма и баррикад, путём делания малых добрых дел и сострадания к людям. Оставаться человеком.

    Дальше...


    Если задуматься, то «Подстрочник» - это, наверное, вообще не литература, потому что это больше, чем литература.
    Это голос уходящего, почти уже ушедшего поколения.
    Это очень хорошо и правильно, что рассказ Лилианны Лунгиной остался на киноплёнке и на бумаге. Но сколько их, её ровесников, проживших долгий век, ушло не выслушанными, не разделившими груз радостей и бед, не отдавшими богатство своего опыта просто потому, что их никто не выслушал?
    Давайте спрашивать! Спрашивать их, старых, уже слабых, но мудрых, спрашивать и слушать, пока они живы!
    Спрашивать и слушать. Это очень нужно всем нам.

    26
    201