Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Раз мальчишка, два мальчишка

Ася Демишкевич

  • Аватар пользователя
    Аноним3 ноября 2025 г.

    Фольклорная мистика

    всем приветики!

    каюсь, прочитала давно, просто ленилась написать обзор. вот сейчас собралась с силами. взяла, как говорится, яичники в кулак и готова вам рассказать о книге Аси Демишкевич «Раз мальчишка, два мальчишка».

    ну тут мое любимое, хтонь, фольклорная мистика и ощущение беспросветной жопи. всю книгу можно охарактеризовать цитатой же из нее: «смерть — это не веселье, а покой. смерть — это не радость, а покой. смерть — это не грусть, а покой».

    вроде как это сказка с элементами фолк-хоррора, но на деле это довольно жесткий и честный разговор о том, в какой реальности мы оказались после февраля 2022 года.

    с самого начала в главном герое, Андрее, собирается классический сказочный набор: мама умирает, батек быстро женится снова, а мачеха оказывается сукой и думает как избавиться от пасынка. у Андрея, конечно, есть и своя тайна — с внутренними переживаниями и всем таким, которая сыграет важную роль позже. и есть волшебная штука, с которой все закручивается: в начале книги он прокалывает себе ухо, вставляет в него серебряную сережку, оставшуюся от матери, и запускает этим всю цепочку событий. дальше по классике: зов приключений, встреча с союзниками и наставниками, куча испытаний и финальная схватка с главным злодеем. (если у вас супер развита фантазия, то вы упадете представляя его образ у себя в голове) в общем, Демишкевич выстраивает все по канонам пути героя, только с очень личным и мрачным подтекстом.

    без труда верится и в то, что в мире книги в армию могут забрать уже с тринадцати; что командиры умеют подключаться к голове солдата на расстоянии и раздавать приказы через него. а широкое поле с койками и зловещий лес тоже воспринимаются как органичная часть этого странного мира. все это складывается в нечто вроде лимба, где герои застряли в бесконечном цикле, перескакивая из одной сказки в другую (эту книгу можно назвать сказкой в сказке, потому что челики должны были придумывать сказки про себя, дабы они понравились начальству).

    в финале Демишкевич окончательно уходит в притчу и все сюжетные линии как будто растворяются, оставляя после себя сплошную неопределенность. разобраться, что к чему, можно разве что на уровне ощущений и ассоциаций.

    но мне понравилось это приключение. читается максимально легко, как (неудивительно) сказка. если вы читали книгу про безумную бабку Зою, то вам и мальчишка понравится (хотя тут все намного мрачнее).

    #гончеечтиво

    2
    135