Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    Vilgerd8 октября 2015 г.
    «Неужели вы думаете, что меня не тошнит, так же как и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна»

    Писал Флобер в ответ на упрёк в том, что сюжет его романа слишком обыденный и малопоэтичный. И, тем самым, он описал всю «Госпожу Бовари», ведь она — стремление как можно глубже копнуть жизнь мещанства, подковырнуть этот защитный слой, отгораживающий провинцию от света, дабы обнажить упадок нравов и трагедию личности.

    «Госпожа Бовари» прекрасна во всём: чёткий и выверенный слог, где каждое слово стоит строго на своём месте, сообщая читателю ровно то, что ему нужно знать; герои здесь прекрасны и во всю кричат о том, насколько в обществе всё прогнило; сюжет же настолько хорош, что вбирает в себя множество планов. Характеризовать «Бовари» сложно, потому что хочется сказать про сатиру, про роман, про столкновение романтизма и реализма — и всё будет мало. Но по порядку.

    Эмма — главная героиня романа, выросшая на ферме, отданная в монастырь, где её охватило время страстей в виде романов и романсов, которым её учила местная белошвейка. Эмма любит выдумывать события, цепляться за любое происшествие и переживать его снова и снова, она выдумывает прегрешения, дабы жизнь её наполнилась чем-то ярким. Бедная девушка настолько погрузилась в романы, что с юных лет вообразила определённую картину жизни, составила свод правил, по которым следует жить, и исполнения оных следует ждать от других. И ругать Эмму очень приятно и легко: плохая мать, отвратная жена, истеричка, сумасбродка, эгоистка, дура, в конце концов. Вот как просто. Чуть сложнее понять её, осознать, что она — продукт и следствие общества, её тоскующей натуре достались романы, не видя другого столь же «достойного» способа существования, она приняла его за основополагающий. Эмму жаль, ведь она оказалась в плену собственных фантазий. И есть у неё муж, которого, вроде бы, можно было и полюбить, но Шарль — далеко не герой её мечтаний, пускай вначале она и надеялась на это. Эмма бунтует, она недовольна и томится в своей клетке, а Шарль счастлив, у него есть крыша над головой, красавица жена, которая, кажется ему, любит его, а потому всё прекрасно, в конце концов, «в деревне сойдёт» всё. Были у Эммы и любовники, но вот незадача — каждый раз отношения эти превращались в обыденность, становились пошлыми и лживыми. Ложь вообще становится второй натурой Эммы:


    «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».

    Ложь доводит Эмму до самоубийства. Долги и любовники, отказавшие в помощи, приводят к окончательному крушению всех надежд. Да, она могла бы пойти к Шарлю и повиниться перед ним, и он простил бы её в своей искренней и слепой любви, но Эмма — натура романтическая, романы научили её красиво уходить из жизни, потому она хватается за мышьяк. Однако здесь Флобер использует столь чёрную иронию, что впору плакать, ведь красивого самоубийства не случилось. Эмма надеялась на быструю, аккуратную и чистую смерть, но вместо этого она стонала и металась по кровати несколько дней, и умерла под далеко не возвышенную песнь слепого. Происходит последнее крушение всех надежд и мечтаний, и Эмму до боли жалко. Родись она веком раньше, или веком позже, и жизнь её могла сложиться лучше, здесь же она оказалась в западне, из которой пыталась выбраться всю жизнь, страшно бросаясь из крайности в крайность.

    Однако в такой судьбе виновата не только Эмма, но и окружающая её действительность. Аптекарь Оме, который как нельзя лучше воплощает в себе образ буржуа: он умён и хитёр, «передовой человек», всеми силами желающий получить орден Почётного легиона. Рядом есть и Шарль, который абсолютно прекрасен в своей простоте, и его тоже искренне жаль, ведь любовь его была напрасна, а в других условиях он мог бы прожить долгую и счастливую жизнь. Высмеивает Флобер и представителей духовенства — когда Эмма обращается за лечением души к кюре, то получается весьма практичный ответ:


    «Вам нехорошо, мадам Бовари? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше».

    Продолжая тему сатиры, Флобер гениально демонстрирует весь абсурд и фальшь романов, которые так любит Эмма: признание Родольфа в любви на сельской ярмарке; его прощальное письмо, которое он сбрызгивает водой; сама Эмма опошляет свои отношения, требуя от любовников абсолютных глупостей. Здесь уже сталкиваются не просто мечты и реальность, но романтизм и реализм. Исключительная натура оказалась в обычных обстоятельствах, и обстоятельства победили.

    Сейчас мне ужасно хочется написать, что вот в конце Флобер показал, что есть свет и есть надежда, что даже в этой «гнусной действительности» есть нечто прекрасное и хорошее, но Шарль умирает вслед за Эммой, дочь их, несчастную Берту, впереди ждут лишь тягости и невзгоды, а аптекарь Оме процветает, получив желанный орден. Противопоставления всей темноте и пошлости провинциальных нравов так и не нашлось, будущее всё ещё пугает, а настоящее до сих пор ненавистно.

    5
    128