Рецензия на книгу
Вчерашний мир
Стефан Цвейг
Аноним3 ноября 2025 г.Надо воевать против войны
«И тот, кто целую жизнь страстно стремился к духовному и человеческому единению, ощущал себя в этот час, как никакой другой требовавший несокрушимого единства, из-за этой неожиданной изолированности бесполезным и одиноким, как никогда в своей жизни.”Последняя книга австрийский писатель еврейского происхождения, Стефана Цвейга,«Вчерашний мир», представляет собой воспоминания, не только о его судьбе, но и судьбе целого поколения застигнутого врасплох лишением человеческих прав и испытавшего весь ужас от буйства жестокости. Беспристрастно озираясь на событий вспыхнувших в сентябре 1939 года, автор, начиная с портрета любимого города своей юности, показывает насколько пагубно и разрушительно история отразилась, на когда-то процветающей, воспевающей искусство и культуру, Австрией.
От школьной скамьи, до путешествий за границу - Париж, Англия, Бельгия, Италия, дальше за океан. Первая Мировая война, революция, голод, инфляция и террор, от возрождения страны после одной катастрофы, до полного деморализации общества и краха европейской культуры.
О там, как менялось мировоззрение, менялось общество, как постепенно внедрялись разрушительные идеологии, лишавшие человека человечности. И о том, как страшно и болезненно, остаться без родины, без национальности, без паспорта, и скитаться из одной страны в другу в поисках убежища. От жаждущего знания юнца, до изгнанника.
«И в тот момент, когда поезд пересек границу, я понял, как некогда библейский праотец Лот, что все за мной — прах и пепел, горькой солью окаменевшее прошлое.»
Мало кто знает, но Стефан Цвейг сочинял не только прозу, поэзию и пьесы, особым жанром, в котором он плодотворно работал, были биографические книги. Заядлый коллекционер, чья коллекция началась с автографов, переросла в охоту за подлинниками рукописей, приближающих его к разгадке тайны создания шедевра, а потом и памятных вещей, - письменный стол Бетховена, рукопись Моцарта, гусиное перо Гёте, партитуры Баха, Брамса, Шуберта…
Все это памятные, любимые вещи было утрачено, на родине, которая уже не являлась ему домом, куда он, больше никогда не вернется.
«Ибо если уж нам, затравленным и гонимым, и суждено было в эти времена, враждебные искусству и собирательству, научиться еще чему-нибудь, так это искусству расставания с тем, что мы когда-то любили и чем гордились.»7170