Рецензия на книгу
Пташка
Ксения Скворцова
Аноним3 ноября 2025 г.Ну все, славянский сеттинг оказался пропагандой, на которую я повелась
— Я никогда еще не жалел, что вернулся из боя невредимым. Ты так смотрела на него. Боялась дышать, не замечая ничего вокруг. А я стоял и бессильно желал, чтобы я, я лежал перед тобой, окровавленный. Чтобы моя грудь была разодрана сарынскими копьями. Я отдал бы все, лишь бы оказаться на его месте.Под страхом смерти Гнеда покидает родную деревню ради таинственного высшего дела — повлиять на деда, которого ни разу в жизни не видела, и занять престол государства, о котором впервые слышит. Все потому, что с приходом странного незнакомца внезапно открылась тайна её происхождения.
Сразу оговорюсь, что читала после «Чуж Чуженина», второй книги автора, и вот она мне всё-таки показалась посильнее. Там автор уже как будто закрепила свой стиль и пронесла некоторые заложенные еще в этой книге идеи. Эта книга тоже заявлена как славянское фэнтези, но здесь совсем нет волшебства, мистики. Все ощущается очень настоящим; да даже выдуманные государства поразительно напоминают некоторые существующие. За счет этого я полностью погрузилась в историю и воспринимала её как реальную. Язык здесь скорее с некоторыми старославянскими вкраплениями, читалась эта книга легче и куда привычнее, чем «Чуж Чуженин», но здесь и нет такого обилия обрядов, вставок с песнями, частушками; видно, что автор в следующей книге сильно развила свои навыки и еще больше погрузилась в то время, за что ей огромное уважение. В целом, язык книги увлекает, повествование льется рекой. Мне также очень понравилось описание быта славян, уклада семьи, государства.
Про героев. Главная героиня, Гнеда, как-то не сильно запала мне в душу. Изначально как будто было заявлено, что роман про её развитие, но последняя часть, как мне показалось, слегка обесценила его. То есть в начале Гнеда никакая, ничего не знает про себя, ощущение, что ничего ее и не заботит; а когда она живет с Фиргаллом, мы видим, что она становится сильнее, и результатом проведенного в Кран Улле времени становится тот факт, что она принимает первое полностью самостоятельное, серьезное решение, и сама ставит себе цель, стараясь своим путем её достичь. Однако когда она поселяется у Судимира, такое чувство, что все это становление забывается. Понятно, что её раздирают сомнения, она видит реальную ситуацию и отступает от своего первоначального плана, но как будто она ничего другого и не делает… Просто продолжает плыть по течению. Видимо, в этом эпизоде фокус сместился на любовную линию, поэтому так произошло. Да и дальше, когда её заключают в тюрьму и берут в плен, заставляя выходить замуж против воли, она просто сдается, не борется ни за себя, ни за свою любовь — и здесь для меня произошел какой-то диссонанс между Гнедой, которая ушла от Фиргалла, чтобы отомстить за отца и занять свое место в «круге жизни», и вот этой Гнедой, которая под гнетом обстоятельств будто теряет свою индивидуальность. Честно, я бы на её месте тоже сдалась и уже давно, но как будто у меня для неё на тот момент уже очень высокие (хотя может и несправедливые) требования сформировались И да, не спорю, что решение оттолкнуть Бьярки ради его спасения было сильным. Кстати мне вообще показалось, что как раз по сравнению с Бьярки Гнеда получилась не очень яркой. Он по моим ощущениям получился очень объемным, выпуклым, и постоянно по мере прочтения выводил на сильные эмоции. Ну какие слова автор вложила в его уста — просто восторг, а какие чувства заставила его испытывать! Я списала Бьярки грехи с издевательствами, потому что это было очень правдиво и честно, прямо видно было поведение незрелого юноши, залюбленного и избалованного младшего сына из боярской семьи. К тому же, его моральный рост ощущался очень явственно: как он взял на себя ответственность, какие слова говорил и как подтверждал их поступкам, как не мог простить самого себя за свое поведение. Однако ситуацию с практически изнасилованием простить не могу, хоть автор в последней главе и противопоставила его поведение той, прошлой версии Бьярки. В общем, крутой персонаж получился, неоднозначный. То же самое могу сказать про Ивара, интересный персонаж со своим внутренним конфликтом и эмоциональным багажом, который влияет на все его решения. И Фиргалл, который вроде весь такой железный, но все равно проникся к Гнеде. Его история мне чем-то напомнила линию Северуса Снейпа.
Хочу упомянуть немножко развитие любовной линии. В общем и целом мне понравились все эти подростковые метания и непонятки, опять же, ощущалось очень жизненно. Но в какой-то момент их стало слишком много, 10 раз туда сюда уехали и вернулись что одна, что второй, как в том меме "... Я не договорила". Уже хотелось, чтобы они быстрее объяснились друг с другом и все было хорошо.
Общее впечатление от книги у меня очень хорошее, сама история мне зашла, и вотэтоповорот я оценила, но показалось, что некоторые части затянуты, и много всего было забыто на полпути. Также некоторые герои были упомянуты, но вообще не раскрыты — я ждала, что мы познакомимся с этим дедом, который на самом деле не дед, но о нем же была куча разговоров, и с Финтаном. Конец вообще не ощущался таковым, я дочитала последние слова и подумала, что дальше должна быть еще глава как минимум... А как же возвращение в Стародуб (ну или где они дальше будут жить вообще), мне было интересно, как семья Бьярки примет Гнеду обратно. Еще хотелось, чтобы она все-таки снова увиделась с Айфэ и познакомилась с сестрой, а то были же как будто намеки на это — я думала, будет свадьба Гнеды и Бьярки и Айфэ действительно будет в роли брата. Главные вопросы — ЧТО С КУЗНЕЦОМ и почему забыли про пустельгу на половине книги??
А в общем, история крутая, я жду и надеюсь на третью книгу автора в обозримом будущем. Очень видно развитие от "Пташки" к "Чуж Чуженину", и мне кажется, следующая книга будет еще лучше.
Содержит спойлеры4118