Рецензия на книгу
Alice in Wonderland
Льюис Кэрролл
KRaYla3 ноября 2025 г.Безумие как единственная форма здравомыслия: спустя полтора века в Кроличьей норе
Бытует мнение, будто «Алиса в Стране чудес» — это дитя несчастной любви, порожденное тоской математика Доджсона по недоступной Лидделл. Это один из величайших и, увы, самых неверно понятых мифов о творчестве. На самом деле, Льюис Кэрролл написал не книгу для детей. Он создал для взрослых единственно точное руководство по выживанию в мире, который окончательно сошел с ума.
Перечитайте сейчас, в наше время, этот текст — и вы поразитесь его пророческой силе. Мы все — та самая Алиса, что падает в темную нору, цепляясь за пустые надежды прошлого, пытаясь найти в этом падении хоть какой-то здравый смысл. А что ждет нас на дне? Не уютный сказочный мир, а система, где правила устанавливаются на ходу капризными Монархами (читай: политиками, корпорациями). Где язык, наш главный инструмент коммуникации, становится гибким и предательским, как у Грифона и Квази Черепахи: слова означают ровно то, что хочет сию секунду услышать власть имущий. «Правда» и «Кривда» — всего лишь две стороны одной медали, которую подбрасывает Шалтай-Болтай.
И герои... Мы встречаем их каждый день на рабочих совещаниях и в соцсетях. Вот Чеширский Кот — эталон современного инфлюенсера, чья ухмыляющаяся маска важнее его собственного тела, способного растворяться в цифровом пространстве. Вот Безумный Шляпник, застрявший в вечном «безумном чаепитии» потребительского капитализма, где нужно бесконечно менять местами блюдца, но так и не насытиться.
Многие сетуют на отсутствие в «Алисе» морали. Мораль там как раз есть, и она проста: единственный способ сохранить рассудок в абсурдном мире — это признать его абсурдность. Алиса не сходит с ума, проходя через череду нелогичных испытаний. Напротив! Она использует безумие как инструмент. Ее знаменитая реплика «Вы все тут не в своем уме!» — это не крик отчаяния, а акт пробуждения. Это когнитивный щит против хаоса. Она учится играть по их правилам, чтобы в конечном счете переиграть саму Королеву, чье «Голову с плеч!» бессильно перед трезвой, пусть и сбитой с толку, логикой ребенка.
Кэрролл, этот застенчивый оксфордский затворник, подарил нам не сказку. Он создал зеркало, в котором наше общество отражается без прикрас — гротескное, иррациональное и до смешного узнаваемое. Мы смеемся над судом над Валетом, не замечая, что сами ежедневно участвуем в таких же процессах, где улики не важны, а приговор вынесен до начала слушаний.
Спустя полтора века «Алиса» не просто не устарела. Она стала актуальнее, чем когда-либо. Это не книга для детей, это — строгий диагноз взрослому миру, прописанный в форме волшебной истории. И самый мудрый совет, который она дает, заключен не в назиданиях синей гусеницы, а в простом действии: чтобы выжить, иногда нужно позволить себе безумство. Выпейте волшебного зелья. Откусите грибок. И скажите этому безумному, безумному миру прямо в лицо: «Я не боюсь!».
4162