Рецензия на книгу
Шут
Юрий Вяземский
reader-121792873 ноября 2025 г.Интеллектуальное шутовство
Друзья, это бриллиант! Единственное в своем роде произведение.
Повесть «Шут» Юрия Вяземского рассказывает о подростке, обладающем талантом исследователя (Зв) и импровизатора (Ор). Также юноша остро реагирует на несправедливость. Противоречивая смесь, напоминающая вулкан.«Шут был подобен молодому воину. Меч его был слишком коротким, а смертельно оскорбивший его соперник - в тысячу раз сильнее».
«В общем, едва ли в классе нашлось хотя бы одно прозвище, к которому Шут, как говорится, не приложил бы руку. Причем делал он это будто невзначай. Подметит типичную для того смешную чёрточку, как бы случайно обратит на неё внимание коллектива - и готово прозвище. Выходит, что не Шут его придумал, а весь класс вдруг сделал открытие и единодушно пришел к выводу, что, скажем, Вася Соболев никакой не Вася и даже не Соболь, как его называли чуть ли не с первого класса, а самый что ни на есть Митрофанушка, и звать его отныне будут только так и не иначе, так что вскоре он на Васю и откликаться разучится».
«Непохож он был на шута, вернее, на тех школьных шутов, вертлявых, никчемных болтунов, которые есть почти в каждом классе и все шутовство которых заключается лишь в том, чтобы кривляться на уроках, болтовней своей мешать учителям и надоедать сверстникам одними и теми же глупыми выходками. Наш Шут глубоко презирал эту фиглярничающую братию и никогда не считал их за настоящих шутов. Поведением он был молчалив и необщителен».
Повесть просто поражает с первых страниц! 1982 год, там чёрным по белому классика СВП. Изумительная наблюдательность
Юношу зовут Валя. В его детстве произошло три травмирующих обстоятельства, которые породили Шута внутри него. "Сколько лет тебе, Валя?" - "Вале - пятнадцать, а мне - шесть лет", - ответил Шут. "Почему шесть? Не понимаю", - удивился Задавший Вопрос. Шут улыбнулся, но ничего не ответил.
Шут разработал Систему шутэнов внутри своего психологического каратэ – шутэ-кана.
Приведу несколько пунктов из Системы Шута:
1. Жизнь - это непрестанная борьба, в которой каждый борется своим оружием. Умный - своим умом, сильный - силой, подлый - подлостью и т.д. Шут разит своей Системой.
4. Шут никогда не вызывает противника, о котором не имеет представления. До тех пор, пока Шут не нащупает у него болевых точек, он лишь ставит блоки и уворачивается от ударов.
7. Шут помнит, что у шутовства есть два врага: импровизатор, который не является исследователем, и исследователь, который не способен к импровизации
12. Шут не приручает никого и себя не даёт приручить.
«Опасности подстерегают нас,
Тревожна наша жизнь и нелегка,
И ранят иногда больней ножа
Невинные проделки шутника"
Так что же за проделки? Вот пример:
«Спроси кто-нибудь из учеников Учителя о том, что такое истина, или любовь, или вдохновение, или добро и зло, правда и ложь, и, мы уверены, он мастерски ответил бы на эти труднейшие вопросы. Но когда вдруг оказывалось, что половина класса дружно забыла дома авторучки и поэтому не могла выполнить на уроке письменное задание, Учитель терялся совершенно и смотрел на учеников так, словно столкнулся с явлением, выходящим за пределы человеческого понимания. Ему и в голову не приходило, наверное, уличить ребят в очевидной лжи или отправить домой за авторучками с соответствующими записями в дневниках, как почти автоматически поступил бы на его месте любой другой школьный учитель.
В этом и заключался тактический замысел Шута: противопоставить уму вульгарнейшую глупость или, выражаясь языком Системы, "колоть Правящего Колесницей простейшими шутэнами по принципу мыши, пожирающей слона", а также "изнурять однообразием и неотвратимостью повторения". В "сценарии" Шута была, например, такая деталь: на каждом уроке что-то обязательно должно было упасть - портрет со стены, цветочный горшок с подоконника, стул с учеником - все равно что, но упасть непременно и приблизительно в одно и то же время, так, чтобы в конце концов Учитель ожидал это падение.
Все рассчитал и заранее предусмотрел Шут. И что рано или поздно не выдержит Учитель и взорвется негодованием, и что смешон и жалок будет в этом непривычном для себя состоянии, и что мучиться будет потом и стыдиться своей несдержанности».
По повести снят одноимённый фильм в 1988 г., т.е. с разницей в 6 лет. Если текст рассчитан на старших подростков и заканчивается по канонам детской литературы, то фильм уже рассчитан на взрослых – учителей и родителей, в широком смысле воспитателей. И дело здесь не только в том, что художественные приёмы литературы и кинематографа различны.
Как мне подсказал один грамотный человек, советское общество 1982 года (когда ещё был жив Брежнев и продолжалась эпоха «застоя») и оно же в 1988 году (когда уже вовсю шла «перестройка») - это два очень разных общества! Соответственно, и в фокусе внимания у них находится различная проблематика.
В фильме герой Костолевского - учитель математики - единственный понял и раскусил философию поведения Вали. Он видит, что подростку нужна психологическая помощь, что юноша и сам тяготится своими помыслами и поведением, но помочь ему не может. И фильм остаётся с открытым финалом, предоставляя зрителю найти педагогическое решение.
Звуковые и оральные свойства психики может и редкое сочетание, но оно порождает противоречивую смесь внутри одного человека и может стать для родителей и учителей большим испытанием.
Про звуковые и оральные типы психики, про то, кому свойственно обострённое чувство справедливости, можно почитать в этих трёх статьях:
www.yburlan.ru/biblioteka...
Это первый шаг к решению.20105