Рецензия на книгу
Twelve Years a Slave
Solomon Northup
Аноним2 ноября 2025 г.Одним из самых постыдных явлений в истории Америки является рабство. Причины его возникновения довольно банальны – наличие на территории штатов обширных плодородных земель и очень небольшое количество проживающего на них населения. Переселенцы, поселившиеся в штатах, просто физически не могли обработать свободные земли, и им очень требовались рабочие руки. Первые рабы были завезены в штат Виргинию еще в начале семнадцатого века, когда штат находился под протекторатом Британии, в конце этого же века рабство было узаконено и продержалось в рамках правового поля больше семидесяти лет. Но в начале девятнадцатого века Британия вдруг встала на путь свободы и демократии и официально запретила работорговлю. Но было уже поздно – Штаты «вошли во вкус».
Книг на тему рабства написано, наверное, много, но значимой долгое время была одна – «Хижина дяди Томы» Г. Бичер – Стоу, которая в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы. Но речь пойдет не о ней, эта книга была художественным произведением, тогда как «12 лет рабства» С. Нортапа – биография автора.
Как написано в подзаголовке, эта книга – реальная история предательства, похищения и силы духа. Рождённого свободным жителя Нью – Йорка Соломона Нортапа обманом заманивают в другой город, похищают и продают в рабство одному южному плантатору. Трудно даже представить, что почувствовал Соломон когда узнал, что он свободный гражданин, примерный семьянин, музыкант – скрипач, вдруг является чей - то вещью, лишен свободы, права что - то решать, видеть свою семью, и просто жить так, как ему хочется, как он жил все эти годы. Он – никто, движимое имущество без права голоса, без права просто жить. Любой самодур – плантатор мог наказывать его по своему усмотрению, лишать сна и еды, или просто запороть до смерти. В таком кошмаре Соломон провел долгие двенадцать лет.
Лично у меня Соломон вызвал только чувство восхищения, он очень сдержано ведет свое повествование, он не клеймит позором систему работорговли, не вешает ярлыков, он словно говорит читателю – ну, посмотрите, разве это нормально, разве так можно жить, разве допустимо владеть человеку другим человеком только по причине разных оттенков кожи у них? Будучи рабом, Соломон не сломился, он всегда держался очень достойно, отвечая на доброту своего гуманного хозяина добротой, не озлобился, когда попал к плантатору – изуверу, вспоминал Бога, думал о своей семье и, конечно, не забывал музыку, именно любовь к ней и помогла косвенно Соломону обрести свободу. Да, Соломону повезло, если это слово уместно в данном случае, он снова стал свободным, вернулся в родной город к своей семье. Но сколько тысяч, нет, миллионов, рабов провели свою жизнь, работая на плантаторов, и погибая от тяжёлого труда и постоянного недоедания.
Книга совместила в себе два жанра – художественный и биографию, для художественного жанра она немного скучновата, но я думаю, не очень весело писать книгу про свое рабство и угнетение миллионов людей, как биография книга очень документальна, в конце повествования приводятся первоисточники – документы показаний различных людей - свидетелей, подтверждающих личность Соломона, выписка из Закона от 14 мая 1840 года, официальное прошение супруги Нортапа о розыске своего мужа, показания архивариуса. Я думаю, что труд Соломона не прошел даром – книга косвенно способствовала началу борьбы за отмену рабства в Америке, прочитавшие ее свободные граждане были возмущены существующим положением в свободной стране. Вот только работорговцы не простили Соломону правды о себе – по некоторым данным современников его снова похитили и уничтожили. Но книга Соломона Нортапа осталась и благодаря ей мы знаем достоверную правду о рабстве в Америке и её последствиях.
543