Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
nadya_filatova1 ноября 2025 г.Рождение и гибель цивилизации
Я всегда очень предвзято относилась к творчеству Маркеса, так как уже давно успела ознакомиться с его рассказами и повестями, которые мне ужасно не понравились. Даже, более того, они вызвали у меня омерзение на долгие годы. Но, несмотря на это, я решила прочитать его роман «Сто лет одиночества» и, несмотря на мою предвзятость к творчеству писателя, должна сказать, что это реально качественный, добротный, хорошо проработанный роман. И это объективное мнение.
Мне понравились замысел, идея и раскрытие темы. В романе «Сто лет одиночества» показаны зарождение, развитие, расцвет, увядание и гибель цивилизации на примере семьи Буэндия. Но к этому роману так просто не подступиться. Чтобы его прочитать и понять, нужно для начала ознакомиться с историей основных латиноамериканских стран (Колумбия, Аргентина, Бразилия, Чили), которые, по сути, развивались по одной и той же схеме – колониальный период, борьба за независимость, гражданские войны, военные перевороты, диктатура, освобождение от диктатуры, становление демократии. В романе постоянно проводятся исторические параллели, поэтому надо хотя бы поверхностно разбираться в теме, чтобы понять его. Также для понимания романа необходимо знать Библию, так как в нём встречаются отсылки к библейским темам. Например, Хосе Аркадио Буэндия и Урсула уходят из своего поселения и скитаются с другими людьми в поисках нового места для жизни (отсылка к изгнанию Адама и Евы из рая). Также в романе появляется Мелькиадес со своими зашифрованными пергаментами (это своеобразная отсылка к старцу Мафусаилу). Мафусаил — символ древней мудрости, памяти поколений, человек, который жил до Потопа и буквально был хранителем доисторического знания. Ту же самую роль в романе «Сто лет одиночества» выполняет Мелькиадес, который является хранителем зашифрованной истории рода Буэндия.
Герои романа прописаны таким образом, что, как только ты начинаешь испытывать хотя бы малейшую симпатию к кому-либо из них, на тебя неожиданно обрушиваются такие мерзкие и нелицеприятные факты о них в дополнение к их проклёвывающейся светлой стороне, что ты невольно начинаешь испытывать к ним отвращение. Каждый из героев романа – обладатель паранойи, комплексов или психозов, которые неотрывно прилеплены к их личностям, поэтому любить кого-то из этих персонажей просто невозможно. Мне более-менее понравился только полковник Херинельдо Маркес, а остальные герои вызвали сильнейшее отторжение. Никакой любви в романе нет и в помине (я готова поверить лишь в любовь Пьетро Креспи к Ребеке и в любовь Херинельдо Маркеса к Амаранте), остальные герои даже близко не представляют, что означает это чувство. Зато пышным цветом цветут их неиссякаемые пороки.
Больше всего в романе меня заинтересовала тема войн, революций и военной диктатуры, начавшаяся с Аурелиано Буэндии, который сам назначил себя полковником и отправился воевать за свои идеалы. У меня возникло ощущение, что образ данного героя частично списан с Симона Боливара (есть схожие и пересекающиеся факты в их биографиях, возможно, Симон Боливар частично послужил для него прототипом). Аурелиано Буэндия мне не симпатичен, но с ним связано очень много самых интересных событий романа, поэтому за его приключениями я наблюдала с наибольшим интересом. Автор описывает противостояние консерваторов и либералов, но, что мне понравилось больше всего, не поддерживает ни тех, ни других, показывая пороки обоих движений. Любопытно было наблюдать за трансформацией полковника Аурелиано Буэндии, который из либерала-идеалиста плавно по ходу бесконечных войн превращается в военного диктатора, против которых он изначально и боролся. А Аркадио, фанатичный либерал, и вовсе становится жестоким тираном, установив военную диктатуру местного пошиба в Макондо. На этих примерах можно пофилософствовать о природе власти. Может ли человек остаться идеалистом и достичь своих первоначальных целей? Или, попадая в жернова власти, невозможно не превратиться в диктатора? Какими истинными мотивами руководствуется человек, идя во власть? Действительно ли это светлые идеалы или тайное желание почувствовать своё доминирование над другими людьми, скрытый соблазн превратиться в диктатора, спрятанный за благими намерениями даже в своём собственном сознании?
Кроме бесконечных войн и революций в романе также происходят различного рода эпидемии и природные катаклизмы, с которыми неизбежно сталкивается любой народ в процессе своего существования. Также Маркес в процессе романа указывает нам на цикличность истории, которая развивается по спирали, на замалчивание страшных событий и манипулирование общественным сознанием со стороны власти, на переписывание истории в выгодном ключе для властей.
Многие герои романа занимаются бесплотными проектами, тратят свою жизнь на реализацию призрачных идей, которые невозможно осуществить, растрачивают время на бесполезную деятельность, не имеющую ни цели, ни смысла, и в итоге сливают свою жизнь в никуда. И в реальности большинство людей живут по этому же принципу. Весьма наглядное наблюдение.
В рецензиях и отзывах о романе многие возмущаются тем, что имена членов семьи повторяются из поколения в поколение. Но в этом и есть важный замысел автора – показать преемственность поколений, бесконечный цикл одних и тех же ошибок, совершаемых из поколения в поколение, которые всегда будут повторяться. А одинаковые имена лишний раз указывают нам на это. Ведь в мире всё меняется – политическая обстановка, мода, культура, но люди остаются теми же самыми и совершают те же самые ошибки.
Некоторые моменты в романе описаны очень эффектно, необычно и впечатляюще. Например, описание смерти Хосе Аркадио Буэндии, когда он видел сны, проходя через лабиринты комнат в сопровождении призрака убитым им когда-то Пруденсио Агиляра. И Хосе Аркадио каждый раз возвращался обратно по комнатам и просыпался в реальности, когда Пруденсио Агиляр притрагивался к его плечу. Но однажды Пруденсио притронулся к его плечу раньше времени, и Хосе Аркадио навсегда остался в этом лабиринте комнат. Также был момент, когда полковник Аурелиано Буэндия шёл подписывать бумаги о капитуляции, и у Урсулы в это время неожиданно появились черви в молоке на плите, и она решила, обратив внимание на этот знак, что Аурелиано умер. Таких интересных моментов в романе было много.
Завязка романа «Сто лет одиночества» интригующая, но не особо интересная. Кульминация, связанная с политической и военной темой, очень впечатляет и затягивает во время чтения. А вот финальные 150 страниц я еле дочитала, чтение становилось тягостным и мучительным. Зато последние абзацы финала получились весьма яркими и запоминающимися. Я считаю, что финал романа получился закономерным. Таким, каким он и должен был быть.
Теперь поговорим о минусах. В романе встречаются сцены с зоофилией и жестоким обращением с животными, что меня, как чувствительного и эмпатичного человека, очень ранит и причиняет мне большую боль. Встречается также много мерзких описаний сексуальных сцен. Но это фирменная фишка Маркеса – бросить читателя в выгребную яму сельского туалета, чтобы он там бултыхался, а затем, вынырнув и вдохнув воздух полной грудью, не знал, как отделаться от прилипшего к нему дерьма и как теперь отмыться после такого «увлекательного» опыта. Те, кто читают Маркеса, должны быть к подобному ощущению готовы. Все эти гадкие и провокационные сцены добавляются с целью привлечения читательского внимания для продажи тиражей романов (это чисто коммерческий ход). Чем больше грязи, тем большее количество людей заинтересуется. Также все эти мерзости отчасти служат якорными точками между длинными описательными частями, чтобы читатель не заскучал и не забросил роман. И этот приём привлечения внимания обычно работает. Кроме того, эти мерзости нужны для обозначения особенностей характеров героев, их порочной натуры.
Ещё один минус заключается в том, что роман состоит в основном из одних описаний с минимумом диалогов. Читать книгу в таком формате очень тяжело, поэтому многие не выдерживают и забрасывают. Я лично читала роман 2 месяца, чтобы добить его до конца, и это было непросто как раз из-за такой своеобразной описательной формы повествования. Кроме того, автор не разбивает роман на главы, эта история льётся как единый поток, без всяких препятствий. Но отсутствие деления на главы делает чтение трудным. Непонятно, на каком моменте закончить чтение на сегодня, сложно отслеживать свой прогресс в чтении, ведь ты не знаешь, сколько тобой прочитано и сколько ещё читать. Поэтому роман становится бесконечным. Но добить его реально. Я смогла!))
Вывод: этот роман не для всех, как и артхаусное кино. Кому-то зайдёт, кто-то в ужасе забросит, кто-то оценит, но без бурных оваций. Маркес – писатель не для всех. Я честно пишу, что это не мой писатель. Но я должна признать, что роман получился сильным, грамотно продуманным и сложным. Создать такое произведение стоит огромного труда и усердия. Магический реализм добавляет роману особый шарм. Это книга не про одиночество (на что обманчиво указывает название). Одиночество служит лишь фоном для развития основной истории рода Буэндия в Макондо. Главная тема здесь – рождение и гибель цивилизации, со всеми сопутствующими этой цивилизации проблемами. Это сложный философский и интеллектуальный роман. Поэтому если вы ищете размышлений на тему одиночества в духе: «Ой, я чувствую себя одиноким, может этот роман про одиночество покажет таких же людей, как и я, и я поплачусь об этом состоянии через призму опыта героев», то нет, ты обратился не по адресу. Если же ты любишь порассуждать на исторические и политические темы, умеешь отыскивать библейские параллели и готов погрузиться в сложную, причиняющую боль, местами гадкую историю рода Буэндия, то добро пожаловать! Роман сложен для восприятия, но если ты готов к интеллектуальному приключению в дебрях Макондо, можешь смело братья за «Сто лет одиночества».
7447