Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним31 октября 2025 г.«Бывают странные сближения»
Непросто формировалось в процессе чтения мое отношение к этой книге. Изначально знал, что имею дело с книгой непростой для восприятия, но из тех, что относятся к настоящей литературе, а не к тем рейтинговым лидерам, о которых можно прочитать в некоторых обзорах, к сожалению не украшающих LL (см., например, ссылка на подобный рейтинг). Тем не менее, ну никак "не цепляло". И вроде бы всякие "смыслы" для себя разглядел, и варианты метафор золотого храма в голове прокрутил. И все - мимо. Мимо не сознания, а, пожалуй, пусть простится употребление столь возвышенно-неясного понятия, - души. Так и дочитал роман. И тут неожиданный, как бы недопроизнесённый финал:
В другом кармане мои пальцы нащупали пачку сигарет. Я закурил. На душе было спокойно, как после хорошо выполненной работы. Еще поживем, подумал я.напомнил заключительные слова другого романа - слова, которые помогали жить в самые трудные времена:
Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, — и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности.Такая вот странная ассоциация. Ассоциация во многом по ритму фразы (хотя как можно судить об этом по переводу), но также и по словесной схожести: "Еще поживем" и "жить и исполнять свои обязанности". Именно - словесной. Герой Мисимы, сжигая Золотой храм, освобождает СЕБЯ от этого внутреннего соглядатая, цензора, судьи и палача. Даже, если его ждет наказание, встретит и примет его уже другой человек. "Замкнутость на себя" - главная черта Мидзогути, который по воле автора бесстыдно-искренне исповедуется перед читателем. "жить и исполнять свои ОБЯЗАННОСТИ", обязанности человека перед другими людьми и перед делом, ради которого живешь - в этих словах несломленность героя после поражения и готовность продолжать борьбу.
И, как ни странно, еще один момент был важен для моей оценки книги. Уже после чтения, просматривая материалы о "Золотом храме" в интернете, первое, что увидел - было:
В романе в форме псевдоисповеди предлагается авторская версия истории психически неуравновешенного монаха, который в 1950 году сжёг храм Кинкаку-дзи в Киото.13259