Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним5 октября 2015 г.Величественный мир Нью-Кробюзона
В «Вокзале…» поражает, прежде всего, уровень проработки созданного мира и язык романа.
Фантастика не существует сама по себе, в вакууме. Она отталкивается от современного ей уровня развития техники и технологий, экстраполируя все это в далекое или не очень далекое будущее. И существует вполне объективный показатель этого развития. Если в России, к примеру, публикуется в год примерно 39 тыс. рейтинговых статей (данные на 2012 год), то в Германии – 137,5 тысяч, в Китае – 374 тыс., а в Америке - почти 520 тыс., т.е. в 13 раз больше. Такой мощный поток публикаций, помимо всего прочего, создает сверхконкуренцию авторов. В результате, часть ученых «выдавливается» в фантастику, задавая своими знаниями высочайший технический уровень текстов. (Питер Уоттс, который, между прочим, является доктором биологии, в послесловии к «Ложной слепоте» с гордостью пишет о двух публикациях своих рассказов в престижном «Nature», в то время как его бывший коллега уже много лет не может пробиться в этот журнал).
Мир, созданный Мьевилем тянет на несколько кандидатских диссертаций. Здесь и прекрасное знание строения насекомых, и огромный экскурс в теорию птичьего полета, и аллюзии на мифологических существ нескольких религий, и многое другое. Прибавьте к этому образный, «естественный» язык (отсутствием которого часто грешит отечественная фантастика). Дополните прекрасно прописанными героями, которые сразу же «материализуются» в воображении, и вы получите некоторое представление о городе-государстве Нью-Кробюзоне.
Похоже, в западной фантастике появляется новый тренд. Лучшие произведения этого жанра в последнее время ничем не уступают «высокой литературе», и даже если из них исключить фантастическую составляющую в остатке все равно получатся вполне достойные романы и повести.Хотя, конечно, не обошлось без накладок, неизбежных при создании столь огромного мира. То, следуя заветам стимпанка, в Нью-Кробюзоне отсутствует электричество, то вдруг оно появляется и даже наличествуют средства дистанционного слежения. При достаточно серьезном развитии механической и магической техники почему-то повсеместно используются мушкеты 17 века с полками для пороха, фитилями и отлитыми пулями. Да и предположение, что обыкновенный вирус может сделать аналоговую паровую вычислительную машину разумной, более чем сомнительно. В таком случае, наши настольные ПК давно бы уже превратились в великих мудрецов, и каждое утро начиналось бы с их уговаривания запустить процессор в работу.
Но все это нисколько не умаляет величественности мира Нью-Кробюзона. В нем бок о бок сосуществует множество разумных созданий, и люди – всего лишь часть из них. Хепри-насекомые, водяные, какты (мыслящие кактусы), люди-птицы и прочие не всегда приятные существа. И это не говоря о «переделанных», в которых все эти расы могут обильно перемешиваться. (Хотя у меня и возникала во время чтения мысль, особенно учитывая торчащие посреди города ребра скелета давно вымершего гиганта, что все описанное происходит в мире насекомых, и раса людей, на самом деле, представлена подобиями Дюймовочек и Мальчиков-с-Пальчик).
И вот всему этому сообществу надо найти какие-то правила совместного существования в рамках одного города. И не просто существования, но и противостояния постоянно возникающим внешним и внутренним угрозам.
А последних более чем достаточно. То Айзек дер Гримнебулин – независимый ученый, выпустит на свободу «мотыльков», способных перемещаться между несколькими измерениями и питающихся подсознанием мыслящих существ. То Совет конструкций – распределенный искусственный интеллект, самообразовавшийся на городской свалке, захочет с помощью открытия Гримнебулина подчинить себе окружающий мир. То гигантский паук Ткач, фактически являющийся богом, ткущим паутину мироздания, начнет всем отрывать уши. А Лин – насекомоподобную скульпторшу и по совместительству любовницу того же Гримнебулина (брррр!), похитит местный криминальный авторитет. Или в город явится человек-птица, приговоренный за совершенное преступление к отсечению крыльев, но которому во что бы то ни стало надо вновь научиться летать. И это не считая забастовок водяных, местных революционеров и прочих неприятностей.В итоге получился довольно-таки увлекательный, «затягивающий» в себя роман, заставляющий все дальше и дальше перелистывать страницы. И даже концовка, когда все главные герои как бы смиряются со своей участью, наверное, единственно возможная для такой книги.
Вердикт. «Вокзал…», несомненно, относится к классу «сумматоров» - книг, подводящих итог развитию жанра на определенном отрезке времени и задающих точку отсчета для последующих произведений. Обязательное чтение.
2483