Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маятник Фуко

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2015 г.
    «Каждый из нас периодически бывает кретином, имбецилом, дураком и психом. Исходя из этого, нормальный человек совмещает в разумной пропорции все эти компоненты, иначе говоря, идеальные типы.»

    Вот и дошли мои руки до одного из основных творений блистательного итальянца. Каюсь, к его чтению я шел довольно долго, в разное время роман то и дело всплывал на моем литературном горизонте, и пару раз я уже было собирался за него взяться, но в последний момент по какому- то наитию останавливался. Окончательное же решение о необходимости немедленного чтения было принято во время путешествия в чудесный город Санкт- Петербург, в котором особенно остро воспринимаются подобного рода повествования.
    Безусловно, “Маятник Фуко» нельзя назвать простым чтением, книга и правда скорее для подготовленных читателей, ну или на худой конец для тех из них, кто имеет представление хотя бы о части тех многочисленных сект, тайных обществ и религиозных течений, да и чего уж скрывать, легенд с ними связанных, коими так пестрят страницы романа. Да и сам язык которым написана книга далеко не является легким, а наполнен обилием терминов, метафор, аллюзий, и цитат из разного рода старинных текстов. Отдельно стоит заметить, что автор в очередной раз сумел доказать, что, он мастер создавать, яркие и насыщенные характеры для своих персонажей. Через все произведение пролетает хоровод порой гротескных, но все же донельзя живых персонажей, обладающих яркими индивидуальностями. И пусть я не сразу привык к этим странным для русского слуха именам Казобон, Якопо Бельбо, Диотавелли, но уж теперь нисколько не жалею о нашем с ними знакомстве.
    «Маятник Фуко» - великолепный роман, поражающий с одной стороны простотой сюжета, а с другой, сложностью его воплощения. Ведь по сути, практически все происходящее в книге между первой и последними главами является охватывающими с десяток лет воспоминаниями главного героя о том, каким же образом он и его товарищ очутились в том щекотливом положении, в котором мы застаем их в начале романа, постепенно шаг за шагом раскрывая подоплеку происходящего и готовя нас к логическому завершению истории. Если «Имя розы», и «Баудолино» для меня скорее художественные произведения чья основная цель, все же развлечь читателя своеобразными историями попутно оперируя множеством исторических фактов, то «Маятник Фуко» уже скорее осмысленное послание, конечной целью которого является донести мысль автора до того кому она предназначалась. А сложность, и многоступенчатость повествования выступает здесь своеобразным фильтром, отсеивающим всех тех, кто не готов попытаться задуматься над прочитанным, оставляя с книгой тех, кого сам Эко в другом своем труде называет «идеальными читателями» или на худой конец тех, кто может впоследствии ими стать.
    Смею предположить, что роман определенно будет интересен далеко не всем, например, тем, кто ищет чтива в духе пресловутого Дэна Брауна, полного разного рода конспирологических теорий, с этой книгой не по пути. Само ее существование это грандиозная по масштабу и воплощению насмешка, хотя нет, насмешка слишком грубо сказано, скорее дружеская зуботычина оным. Книга словно говорит – «Мол, одумайтесь уже любители тайн и загадок, хватит разыскивать то, что и так у вас под носом», и заодно наглядно демонстрирует какая беда может родиться из подобных увлечений если начинать относиться к ним хоть сколько-нибудь серьезно.
    Завершая рецензию скажу, что роман явно лучшее из прочитанного мной у Умберто Эко, и подарил мне немало интересного материала для размышлений, да и что-то мне подсказывает, что я к нему еще вернусь.


    "Где я читал, что в заключительное мгновенье, когда жизнь, поверхность на поверхности, напитывается опытом, тебе всё становится ясно, и тайна и власть и слава, и зачем ты рождён, и почему умираешь, и как всё могло бы произойти совершенно иначе? Ты умудрен. Но высшая мудрость, в это мгновение, состоит в том, чтобы знать, что ты узнал всё на свете слишком поздно. Всё становится понятно тогда, когда нечего понимать."
    6
    121