Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гарри Поттер и философский камень

Джоан Роулинг

  • Аватар пользователя
    NatalyaSokirko30 октября 2025 г.

    «Гарри Поттер и философский камень»

    Перечитывание этой книги для меня — своеобразная игра. Так интересно наблюдать и отмечать про себя важные, уникальные мелочи: что Петунья — блондинка, что мистер Дурсль работал в фирме по производству дрелей и на самом деле немного побаивается свою жену... Что Макгонагалл — ворчливая особа, а Дамблдор не растерял детского восторга перед лимонными дольками. Вроде бы мелочи, но так чудесно погружаться в мир детства, который раньше был знаком мне в основном по фильмам.

    Все книги я решила прочитать впервые — до этого знала о них лишь по отрывкам и экранизациям.

    Магия для Гарри — это не просто сила, а способ заявить о себе его подавленной личности. Мне подумалось, что это про его вытесненные желания. Он настолько привык с Дурслями быть никем, что перестал понимать себя, что ему близко, а что нет. И когда то, чего он хочет, исполняется, а чего не хочет — всё препятствует этому... Это как встреча с самим собой — знакомство, узнавание.

    Я поняла,чем меня привлекает эта история с самых первых глав — историей семейки Дурслей и их отношениями между собой и к Гарри. Люблю любые семьи, главное, чтобы были хорошо прописаны характеры.

    Ещё подумалось, а что, если представить, что в Хогвартс ехать не нужно, что он уже есть внутри каждого из нас, стоит его только заметить и почувствовать?

    Люблю Хагрида. Он как проводник, который возвращает Гарри себя, его веру в себя, представления о себе и своей жизни. Он — ценный внутренний голос, который живет внутри каждого из нас и любит безусловно.

    Вообще хочу попробовать рассмотреть весь цикл,исходя из того, что Хогвартс — это внутренний мир, не только Гарри, но и каждого из нас. И каждый персонаж в нём — метафора.

    Например, Волан-де-Морт — это наши травмы и глубинные страхи. И те, кто не называет его по имени, закрыты от самих себя, им невыносимо столкнуться с прошлым, с пережитым, ведь и травмы не сразу становятся ужасными и непереносимыми. У всего есть свои истоки.

    Гуляла по Косому переулку вместе с Гарри во время поездки, читала в дороге. Это было необычно, интересно и очень уютно. Не хотелось возвращаться в реальность... И это путешествие, как и волшебная палочка, — выбирает меня, напоминая, что где-то внутри всегда есть тот самый переулок, куда можно вернуться. Платформа 9¾, как метафора силы веры каждого, что Хогвартс в нас самих. Здесь у Гарри зарождается дружба через тепло, доброту, принятие. И это — главное волшебство.

    Внутренний диалог с собой и выбор очень важны для понимания себя, своих желаний и целей. Интересно, куда бы меня распределила Шляпа? Мне сложно сделать выбор, так как пока о Когтевране и Пуффендуе очень мало информации, не могу ими проникнуться, а хочется видеть Школу целостно.

    Очень понравилось, что в книге есть описания уроков и школьной жизни, в фильмах этого было маловато для меня. Прониклась своей жизнью лестниц, дверей, портретов. Захотелось погулять по Хогвартсу ночью. Есть что-то мистическое, личное в этих моментах, заставляющих задерживать дыхание...

    Глава с троллем очень атмосферная и показательная. Именно после нее мальчишки разглядели в Гермионе не заносчивость, внутреннего критика и бесконечную правильность, а уязвимость и признательность, способность к дружбе, верности. Травма «хорошей девочки» у Гермионы мне очень близка.

    Зеркало Желаний — моя самая любимая и самая терапевтичная вещь первой книги. Оно показывает, чего не хватает, чтобы чувствовать себя цельным и самоценным. К Дамблдору хочется прижаться и никуда не отпускать, хотя бы мгновение. Наверное, будучи в возрасте Гарри, я бы увидела в зеркале кого-то, характером похожего на Альбуса. А сейчас, будучи взрослой?.. Очень надеюсь, что саму себя такой, какая я есть. И я тоже тоскую по душевному теплу, как Дамблдор...

    Хагрид в роли мамочки дракона такой милый и забавный. Ему непременно нужно о ком-то заботиться, только тогда он чувствует свою ценность, что он жив, кому-то нужен... и от этого щемяще грустно. Как же ему одиноко. И хочется его обнять. У него глубокая рана человека, живущего без любви...

    Дальше напряжение нарастает, в нём слышны отголоски триллера. Жутковато читать ночью перед сном про Запретный лес, кровь единорога... Мурашки.

    Вообще, самые резкие и неожиданные моменты в фильме для меня: когда Хагрид скручивает ружье Вернона и оно стреляет, кричащая книга, силуэт, который пьет кровь единорога, и лицо Волан-де-Морта на затылке Квиррелла...

    Пришла в голову мысль,что каждое из заклятий было создано словно специально для того, чтобы раскрыть уникальность каждого из троих. Ведь только в целостности, принятии каждой черты характера в Другом и в самом себе — магия.

    Гарри пока сложно принять свою «тёмную сущность души» в образе Волан-де-Морта, Гермионе — свою «невыносимость» для других, ведь она привыкла жить чужим одобрением из-за нехватки внутренней опоры на саму себя, Рону — свою второстепенность в семье.

    Стало жаль Волан-де-Морта, сердце сжалось. Ведь все наши тёмные стороны — это всего лишь нехватка любви и принятия их в нас самих... Ему очень не хватает того, кто искренне бы любил его. Он не верит, что есть такой человек. Это очень глубокая травма, обволакивающая тьма душевной пустоты.

    Этим ощущением они схожи со Снеггом, однако его согревала бы любовь, позволь он ей греть его, а не мучить себя холодом ненависти, вины, отчаяния, непрожитой болью.

    Книги о Гарри Поттере для меня — не борьба Добра со Злом. Это цикл о раненых и исцеляющихся сердцах...

    «Самый счастливый человек на земле, заглянувший в зеркало Еиналеж, увидит самого себя таким, какой он есть.»

    «Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни».

    4
    60