Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Let the Great World Spin

Colum McCann

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2015 г.

    Волна бежит волной, волне хребет ломая

    У меня сложились странные отношения с этой книгой. Она берет очень сильный старт и бьет под дых мощнейшей "Миро, Миро на стене". Делаешь шаг и проваливаешься в омут материнского горя, захлебываешься и отплевываешь соленую воду еще полкниги. И после этого все вдруг рассыпается и тонет в главах персонажей, которым не получается верить: они блеклые, избыточные, творят что-то немотивированное, порой говорят неестественно-вычурным "уличным" языком, и за ними слышится один и тот же голос автора, который меняет маски, пытаясь всю эту толпу подвести под искусственную конструкцию сюжета, на которую наматывает судьбы, чтобы в конце получилась симметрия и мораль. В общем, домучивала из последних сил, когда вдруг под конец книги все изменилось: снова зазвучали голоса, и история потекла, живая, спонтанная, искренняя, захватила меня в свой ритм.

    Сразу скажу, центральная идея книги − вращение переплетенных судеб вокруг пресловутого канатоходца, показалась мне неудачной, ибо интерпретации его образа в историях героев притянуты за уши. Хотя в бесконечных времени и пространстве можно выбрать любую точку отсчета, эта ось не будет иметь для сюжета никакого значения. Но если бы выбор не был таким по-маркетинговому броским, наверное, не вызвал бы раздражения. А так в центре книги для меня − выхолощенная концептуальная дыра, вакуум, очередная перепевка теории шести рукопожатий. Тронуло другое.

    Один из героев, исписавшийся художник, решает заснять арт-проект: как меняются картины, разрушаясь под дождем и ветром, кои должны символизировать неумолимое время. Казалось бы, о том книга. И, к счастью, не об этом. Да, книга о потере любимых. Абсолютно прекрасные женщины разного возраста, расы и социальных слоев проживают свое горе. Вы увидите все его лики, от свежего мяса на разорванной душе, до затянувшихся шрамов и синяков всех возможных оттенков. Но это не летопись отданных на растерзание ливню загубленных жизней. Скорее история о том, как на выжженной земле появляется новая поросль, поднимается молодой лес, разрастается и буйствует, сменяя поколения деревьев. Судьбы разматываются, картина живет своей жизнью. Кажется, история нашла свое завершение, логическое или искусственное, но и не думает заканчиваться. Роспись перекидывается на раму, за раму, на стену, пока ты не остаешься один на один перед расцвеченной, дышащей, постоянно меняющейся картиной, лицом многоликого вращающегося мира, в котором люди сменяют людей, и, если осмелиться, каждый может играть главную роль − главное выбрать точку отсчета и действовать.

    Знали ли мы об этом? Конечно, знали. Но когда книге удается провести тебя за руку через долину смертной тени и вывести к свету, хочется улыбнуться и сказать "спасибо". Спасибо =)

    3
    20