Рецензия на книгу
Вино из одуванчиков
Рэй Брэдбери
aruar29 октября 2025 г.О «Вине из одуванчиков» я собирался написать, ещё в последние дни августа, сразу как прочитал. Всё радовался, что так хорошо совпало: когда ещё говорить об этой книге, как не в самые последние дни лета? Потом думал, что сентябрь тоже очень хорошо подходит – лето закончилось, а мы с помощью «Вина из одуванчиков» его продлим, ведь именно для этого вино из одуванчиков и нужно. К началу октября решил, что, пожалуй, «Вино из одуванчиков» отлично подходит и в категорию осенних книг, тех, которые с пледом, глинтвейном или ароматным чаем, имбирными печеньками и чувством уюта и полной защищённости от всех невзгод и непогод за окном. Нда.. Как-то слишком быстро я в этом году из августа в ноябре очутился.
В прошлом году где-то именно в это же время у меня в организме стало сильно не хватать тепла и света. Такой дефицит достаточно легко восполняется в юности, в зрелые же годы, кроме фармацевтических, остаётся только два стопроцентных средства: творить добро или заряжаться от солнца. Поскольку ни спасти мир, ни слетать на Мальдивы в тот момент технической возможности не было, пришлось прибегать к последнему, не всегда срабатывающему методу. Лечиться книгами. Перебрал всё, что у меня в книжной аптечке есть для таких случаев припасенного, но понял, что не хватает. Обратился с некоторым страхом к общественности, опасаясь получить в ответ список позитивного сэлф-хелпа. Люди последнее время всё чаще забывают, что по-настоящему лечит не нон-фикшн, а хорошая художественная литература... Среди прочего мне посоветовали «Вино из одуванчиков», оговорившись, правда, что, возможно, это не совсем то, что я имею в виду, и немного слишком детское. Лучшие рекомендации мы получаем, с пометкой «не совсем то», потому что «совсем то», что мы имели в виду, мы уже и сами нашли.
Возможно меня сбило предупреждение о детскости, возможно – фамилия автора. Дело было в январе, я вроде бы начал слушать, но после двух глав остановился, решив, что ещё раз перечитать что-то из Макс Фрая мне подойдёт больше. И только случайно вернувшись к этой книге в августе понял, насколько же это было именно то, что нужно!
Для меня «Рэй Брэдбери» – это смутно знакомое сочетание символов, которое вместе с таким набором букв, как Роберт Шекли, Роджер Желязны, Айзек Азимов входит в сознании в концепт «Золотая американская фантастика». Что-то из этого я читал, что-то мне сильно нравилось, но в целом, я скорее помню какие-то общие вещи о направлении, чем о конкретных авторах и произведениях. А направление представляется мне не совсем тем, что читается для души. Ради интересного сюжета, оригинальной концепции, кажется, даже каких-то философских мыслей, но не ради чистого света. А тут ещё и что-то то ли совсем детское, то ли, если судить по первым двум главам, очень сентиментальное. «Старенький фантаст вспоминает своё детство и умиляется», – подумал тогда я. – «Вряд ли это будет так уж хорошо». Я ошибался. Во-первых, в 1957-ом, когда «Вино из одуванчиков» было впервые опубликовано, Брэдбери было всего тридцать семь, во-вторых, среди букета ароматов книги возможно получится найти и слащаво-приторный привкус сентиментального умиления, но даже если так – это лекарство не создано чтобы принимать его как сироп. «Вино из одуванчиков» – это мощная внутривенная инъекция. Хочется сказать «инъекция детства», но гораздо правильнее даже сказать «инъекция жизни».
Действие укола я начал ощущать на четвёртой главе, там, где Дуглас, после нескольких вводных глав, балансирующих между детской повестью о приключениях на каникулах и притчами, с явным оттенком магического реализма, понял, что к концу лета новая обувь умирает. Он приходит в обувную лавку с рассуждениями о том насколько полнее и красочнее ощущается жизнь в «живой» обуви, как это важно и необходимо и убеждает самого владельца магазина примерить новые летние туфли. В новой обуви владелец не то что перерождается, но на секунду соприкасается даже не со своим детством – с тем, как в детстве ощущается жизнь – и в результате даёт мальчику новую пару кроссовок на гораздо более выгодных для Дугласа условиях, чем сам мальчик предлагал. Именно тут меня проняло: дело не в детстве, как таковом, не в волшебстве, которое при определенном мировоззрении можно находить в обыденных вещах, и даже не в сохранении в себе внутреннего ребенка и поддержании связи с ним. Полнота ощущения жизни. Полнота ощущения мира. Способность раскинуть руки, повернуться лицом к ветру, к дождю, глубоко вздохнуть, зажмуриться и отдать себя полноте жизни. Принять в себя всю её полноту. Это, бесспорно, легче делать в детстве, но и во взрослые годы так можно и даже на смертном одре, оказывается, получается дотянуться – по телефону, через форточку, но вдохнуть, вобрать всё. И таким образом книга не про какую-то одну пору жизни. Волшебные, почти сказочные истории детства в ней перемешиваются с магическими и фантастическими рассказами о зрелости. Причём ни волшебства, ни фантастики в привычном понимании жанра в «Вине из одуванчиков» нет – лишь любовь к жизни. Единственный буквальный разговор о магии здесь ведётся именно в том ключе, что люди, не умеющие наслаждаться жизнью, видят ведьм в тех, у кого это получается естественно.
О некоторых книгах хочется рассуждать подробно, разбирать сюжет, смыслы, язык. О некоторых, наоборот, после прочтения непонятно, что можно сказать. А есть такие, в которых есть о чём поговорить, есть что обсудить и попробовать проанализировать, но делать это совершенно не хочется. «Вино из одуванчиков» легко разобрать на цитаты, так красиво оно написано. В любом из рассказов-глав получится найти и житейскую, и вселенскую мудрость – каждому по потребностям и способностям. Можно говорить о тщательно выстроенной структуре романа, где показанные глазами двенадцатилетнего мальчика события одного лета провинциального города становятся историей полного цикла человеческой жизни, а отдельные эпизоды, органически переплетаясь в общий сюжет, остаются независимыми завершенными произведениями. Но, в конечном итоге, это всё не так важно. Некоторыми книгами хочется просто наслаждаться. Лечиться ими, принимая, независимо от времени года, тогда, когда необходимо разогнать в душе слякоть и стужу. Или просто профилактически, чтобы не забывать, каково это – жить. Чтобы не находить себя неожиданно в ноябре.
28804