Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Похоронное бюро «Хэйзел и Смит»

Мария Руднева

  • Аватар пользователя
    Аноним29 октября 2025 г.

    Английская традиция - «внедрять» что-то «не от мира сего» в повседневных заметках похоронного бюро

    Англичане просто созданы для того, чтобы жить в окружении вечного траура из-за отсутствия хорошей погоды!

    (с) Мария Руднева «Похоронное бюро «Хэйзел и Смит»»

    Туманный Альбион в разные исторические периоды имел одну необычную тенденцию – «внедрять» что-то «не от мира сего». Будь то отголоски культуры разных стран (обычно тех, куда распространялась английская экспансия), а иной раз – потусторонние вопросы.
    Наверное, именно поэтому «эстетика смерти» в Англии (особенно в викторианскую эпоху) имела какой-то особенный шарм. Было «модно» держать траур. И «модно» все, что связано с… скажем так, переходом.
    Поэтому в «Бюро» мы видим классическую, без изысков, викторианскую Англию.

    Конечно, в Англии того времени запросто могли появиться такие персонажи, как Дориан Хэйзел и Валентайн Смит – гробовщики, готовые оказывать не самые обычные услуги. Просто потому, что их основные клиенты – это не убитые горем люди, потерявшие близких. Не-а. Их клиенты – те самые вновь преставившиеся. Призраки. Духи. «Свежие покойники». У хозяев бюро есть особенность – они могут видеть и общаться с призраками.

    Эта книга – как записки о деятельности похоронного бюро с необычными услугами. Как аниме в жанре «повседневность» с мистическим и фэнтезийным флером. При этом она пронизана туманом, своего рода меланхолией, траурными нотками и даже… расследованием. Потому что под финал мы знакомимся с еще одной стороной Дориана и Валентайна – им не чуждо любопытство в поисках истин. Так сказать, от неспешного быта к мистическому детективу. Или попыткам в последнее, потому что мне не хватило чутка детективности.

    А вот узнать что еще выдумают молодые и амбициозные гробовщики, чтобы удивить чопорное английское общество? Очень да!
    Вышел сборник историй, объединенных одной общей темой, двигающих канву повествования вперед.

    В итоге мы, читатели, получили смесь из «Шерлока» (причем нового, с Камбербэтчем) и «Темного дворецкого»: лондонский антураж и вечная траурность.
    Правда, через первую половину книги приходится… нет, не прорываться. Привыкать. К стилистике истории, к персонажам. Это своего рода знакомство с ними – характерами, особенностями поведения, манерами. Они джентльмены своего времени, но все же несколько оторванные от мира.

    Несмотря на всю атмосферу похорон и смерти, в истории достаточно юмора. Чаще – черненького такого, с налетом мистики и шуток про трупы и смерть. Это как комедия положений – особенно, когда Дориану и Валентайну приходилось «притираться» друг к другу. Прогрессивно-сумасшедшие идеи одного против консервативности, даже закрытости другого. И то, как постепенно они находят золотую середину, позволившую им стать не просто партнерами, но друзьями.

    Признаюсь, эта история мне понравилась не сюжетом, а именно героями. В их химии есть нечто такое притягательное, что не отпускало.
    Плюс – за атмосферой. Вязкий туман. Повседневные вопросы от бюрократии до креатива.
    Детективная линия даже не вторична, она третична. Никаких сюрпризов. Просто как дополнительная опция. Весь цимес не в ней.

    Финальная точка сюжета есть, но развивать его тоже есть куда. Поэтому выход второй части – не удивительна. Мало ли что еще бизнесмены-гробовщики придумают!

    Для кого \ чего?

    • для траурной атмосферы;
    • тех, кто очарован «Темным дворецким».

    38
    379