Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Декамерон

Дж. Боккаччо

  • Аватар пользователя
    VolodiaPetrov28 октября 2025 г.

    Об одном издании серии "Великие книги мира"

    "Декамерон" издательства СЛОВО (серия "Великие книги мира", 2003 год) это выдающееся произведение полиграфического искусства, достойное великого литературного шедевра, написанного великим представителем итальянского Возрождения. Приведу некоторые количественные характеристики этого чуда. Очень красивый футляр и шикарная суперобложка, на которой повторены две из находящихся в книге нескольких сотен иллюстраций. Их количество в книге просто поразительно велико по сравнению с другими изданиями этой серии, за исключением Овидия, где их более четырёхсот. Одних только полностраничных иллюстраций насчитал 118 (29 из них на весь разворот). Довольно много иллюстраций из тех, что я называю полностраничными, прихватывают ещё и около трети следующей (или предыдущей) страницы. И ещё огромное количество иллюстраций на половину страницы, на одну треть и поменьше, среди последних много чёрно-белых. Книга имеет подзаголовок "С иллюстрациями Боккаччо и художников эпохи Возрождения". Небольшая цитата из введения, почему-то не процитированного на странице издания (эту страницу я смог найти только по ИСБН 5-85050-692-6, теперь будет проще): "Помимо работ самого Боккаччо, в книге воспроизведены наиболее важные циклы иллюстраций, появившиеся в Европе в XIV-XV веках. Это и акварели мастеров круга Мазаччо и школы Дельи Анджели 1427 г., и ксилографии в "карпачческом" стиле из первопечатной книги, изданной Де Грегори в 1492 г., и иллюстрации, созданные для "Декамерона" европейскими авторами неитальянского происхождения, прежде всего работы известного Мастера миниатюр "Города дам", и миниатюры фландрского мастера Жильбера Мецского и мастера Жана Манселя.
    В книге приводятся также фрески, картины, алтарные образы и росписи свадебных сундуков крупнейших мастеров итальянского Возрождения. Некоторые из них непосредственно посвящены сюжетам новелл "Декамерона", другие — как в случае с гениальными работами Джотто, Боттичелли, Пизанелло, Пьетро и Амброджо Лоренцетти — передают атмосферу того времени."
    Несколько слов об этих гениальных работах. В этой книге можно увидеть такие репродукции, на которые трудно выйти в интернете, а если читатель не подозревает об их существовании, то он про них может никогда не узнать. Даже о местах, где находятся оригиналы, очень многие обычные любители искусства (не искусствоведы) никогда в жизни не слышали. Тут и Кафедральный собор города Монца (Ломбардия), и Государственная библиотека Франции (это исключение - о ней, конечно, слышали) и Государственный архив (г. Сиена), и Ватиканская апостольская библиотека, и библиотека парижского Арсенала, и Аллентаунский городской музей искусств (штат Пенсильвания), и Падуанский Баптистерий, и флорентийская церковь Санта Мария Новелла (ещё одно исключение), и, - закончу этот слегка экзотический перечень, хотя можно сделать его намного длиннее, - вилла Татти
    во Флоренции, где находится (вот уж ни за что не догадаетесь !) Центр изучения Итальянского Возрождения при Гарвардском университете.
    Напечатана (и переплетена, как сказано в примечании на последней, 616-й странице) книга в Болонье. Бумага, разумеется, мелованная. Заслуживает упоминания вес книги — 3,5 кг.
    Существенный, на мой взгляд, недостаток книги — отсутствие указателя имён.

    ) По этому же набору цифр находится и переиздание 2006 г., которое мне живьём не попадалось, и я не знаю, стереотипное ли оно по содержанию или дополненное. У него оригинальный, нестандартный футляр и другая суперобложка. Здесь (на странице этого издания) тоже нет ни аннотации ни введения.

    ) В первой книге дополнительного тома издательства Ладомир 2019 года приведены эти же акварели (около 130 штук) из издания 1427 года (иллюминированная рукопись), но у Ладомира они имеют конкретного автора — Лудовико Чеффини.
    Есть и другие расхождения книги 2003 года с ладомировским ЛП, например, к чёрно-белым иллюстрациям 1492 года СЛОВО даёт только информацию о том, что они взяты из инкунабулы Де Грегори, издателя. Не упоминая автора (опять анонимка !) этих иллюстраций Бенедетто Бордоне. В 2003 году о нём не знали? Сомневаюсь.
    Вывод из этого сравнения таков. Издание 2003 года сильно уступает ладомировскому в части непосредственно касающейся текста Боккаччо, но в качестве дополнения к трём дополнительным томам Ладомира очень пригодилось бы всем интересующимся культурой эпохи Возрождения.

    ) Это мне показалось особенно интересным, поэтому дополню свою заметку цитатой из Википедии.
    "Вилла I Татти, Гарвардский центр изучения итальянского Возрождения — это центр передовых исследований в области гуманитарных наук, расположенный во Флоренции, Италия, и принадлежащий Гарвардскому университету. Здесь хранится коллекция итальянских примитивистов, а также произведений китайского и исламского искусства, а также исследовательская библиотека, насчитывающая 140 000 томов, и коллекция из 250 000 фотографий. Здесь есть итальянский и английский сады. Вилла I Tatti расположена в поместье с оливковыми рощами, виноградниками и садами на границе Флоренции, Фьезоле и Сеттиньяно.
    Хотя по садам проводятся экскурсии, сама вилла I Tatti обычно закрыта для посещения."

    19
    210