Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

When God Was a Rabbit

Sarah Winman

  • Аватар пользователя
    Аноним28 октября 2025 г.

    Когда читать было больно

    Книга оставила противоречивое впечатление, но больше негативное) Поднято множество броских и серьезных тем, но ни одна из них не получает полноценного развития. У меня ощущение, что авторка (да-да, мне показалось, что произведение позиционирует себя как прогрессивное) выписала их для себя в рабочую тетрадь, но не сумела переработать в целостные идеи, использовав скорее для объема. В итоге получился своеобразный винегрет, который многие рецензенты справедливо отметили. Здесь тебе и педофилия, и похищения, и домашнее насилие, религия, ЛГБТ и всем известный терракт.
    История с педофилом Голаном.ЗОЧЕМ???? Этому эпизоду уделено всего несколько страниц, и потом о нем иногда упоминает Элли (главная героиня), но глубокого анализа пережитой травмы нет. Событие остается натянутой завязкой, которая должна была «сформировать мировоззрение», но на деле служит просто мрачным фоном и личной тайной.

    Теперь, чуть больше декомпозиции романа.

    Персонажи:

    Дженни Пенни - мой краш, непоседа с трагичным бэкграундом, чем-то напоминает персонажа из игры "The little miss fortune", которого вероломно, авторка бросила посреди книги, начала за здарвие, а потом судя по всему просто не смогла совладать с придуманным образом. Увы.
    Большинство остальных героев прописаны очень слабо. Их характеры часто сводятся к сексуальной ориентации или пикантным деталям интимной жизни, без глубины личности.
    Чарли — плоский и идеализированный образ из прошлого.
    Джо — абсолютно не харизматичный и не запоминающийся.
    Артур и Рыжик кажутся совершенно лишними. Их вводят в середине повествования, но никакой существенной роли они не играют. При этом им уделено больше внимания, чем лучшей подруге Элли.
    Артур вообще похож на «Франкенштейна»: дипломат на пенсии, йог, эксцентричная личность. Но вся его характеристика сводится к тому, что он гей, и к истории про агента ФБР и пушистые наручники. Непонятно, почему именно он становится наставником для Элли и ее мать видит в нем замену погибшим родителям.

    Про мать отдельно)
    Смерть бабушки и дедушки подана крайне странно. Сказано, что мать Элли потеряла молоко после трагедии, ок. Но как эта утрата повлияла на нее саму и семью в целом — не раскрыто. Этот факт возникает лишь однажды, во время похорон кролика, чтобы искусственно усилить драматургию момента. И по сути все, личные переживания такого важного персонажа остались на втором плане.

    Сюжет в целом:

    События рваные, больше похожие на отдельные очерки, чем на целостную историю. Мне не удалось прочувствовать ни ностальгической нотки, ни реального взросления героини. От первой до последней страницы тянется одна сплошная меланхолия, которая ощущается очень искусственной.
    Интимные сцены в книге — это чистой воды формальность. Они лишены смысловой нагрузки: не влияют на сюжет и ничего не добавляют к образу героев, чьи предпочтения были ясны с самого начала. Это больше выдает неспособность автора создать глубину и выразительность как персонажей так и истории в целом, а так же их взаимодействия между собой.

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

    Слог — легкий, ненагруженный, читается очень хорошо.

    Отдельные описания и сравнения, особенно когда речь идет о чувствах и мироощущении героини. Но без сильной истории, это просто вода и поверхностное наполнение произведения.

    Юмор — момент с подаренным пальто был действительно смешным.

    Сцена которая мне показалась сильной: эпизод, где Дженни Пенни сбривает волосы, я пытаюсь убедить себя что это метафора на прощание с прошлым.

    ***
    Заключеньице:

    Для меня эталоном ностальгической истории о взрослении остается «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери. В той книге есть место и мечтам, и смерти, и печали, а персонажи — живые и интересные. Она одновременно и теплая, и грустная.

    А тут похоже авторка, пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны, показать наивный детский взгляд на мир и пробудить ностальгию, а с другой — шокировать читателя эпатажными героями и мрачными событиями (вроде сцены со «сдутыми шариками» в машине).
    Резюмируя скажу, что как законченное произведение, на мой взгляд, роман не удался.

    5
    86