Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Парфюмер. История одного убийцы

Патрик Зюскинд

  • Аватар пользователя
    aa_true28 октября 2025 г.

    "Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей"

    Мне сложно оценить книгу сейчас, потому что с произведением я знакома давно. Впервые о "Парфюмере" я услышала от одноклассницы, когда она классе в 6-7 пересказала его на уроке литературы. Тогда мы все и, думаю, учитель в том числе, были в шоке и от сюжета, и от того, какую литературу в таком возрасте она читает.
    Второй шок я испытала уже много позже от просмотра экранизации. Культурный шок. Приятный и ужасающий одновременно. Ведь фильм шикарный! Смрад и благоухание в одном флаконе, гениальность и безумие, классный актёрский состав, музыкальное сопровождение!

    И вот спустя порядка 20 лет я сама знакомлюсь с первоисточником. И есть факты, которым я удивилась. Патрик Зюскинд - немец, пишущий о Франции. Интересно. Да и книге всего 40 лет, думала, много больше. А фильм - англоязычное чудо о Франции по книге немца! Поистине международный масштаб!

    Что же о книге.
    Сюжет всем известен. Жан-Батист Гренуй, рождённый в самом отвратительно смердящем месте Франции, должен был умереть в тот же день. Но он выжил и стал познавать этот мир посредством запахов. Обоняние его было настолько исключительным, что он мог любой парфюм расчленить на составляющие за доли секунды и создать формулу самого впечатляющего аромата, не касаясь мензурки.

    Нужно иметь хоть минимальные знания ремесла парфюмера для написания книги, но талант автора в том, что читатель и без этих профессиональных знаний понимает весь процесс.

    Подкупает то обстоятельство, что автор использует конкретные даты, тем самым делая историю очень реальной и объёмной, упоминает конкретные места и точки на карте.
    И у всех персонажей есть своя жизнь. Это не просто фон, толкающий сюжет, это люди, которые существуют даже без привязки к главному герою.

    А фильм же в свою очередь ярче, красочнее, отвратительнее. Ужасней, выразительней. Крупные планы, акценты. В книге мы можем только представлять все запахи, в фильме же - и видеть. Вонь Парижа, смрад улиц, нечистоты, тошнотворное гнилье. И тут же благоухание прекрасных рыжих девушек со сливами, ароматы фиалок, духов. Будто бы все запахи в мире имеют цвет, а самые изысканные словно светятся.

    И всё больше ощущается смерть. Книга говорит о смерти, внезапной, жалкой, жестокой, случайной. А фильм 2006 года и того больше: не только некоторых актёров уже нет в живых, но даже дублеров, рассказчиков, чьи голоса узнаваемы и приятны слуху..

    Не только я, но и все остальные задумываются на тему гениальности и безумия. Что было раньше? Или они всегда идут рука об руку? Но эта мысль первична, хотя и глубока.
    Сейчас же, после прочтения, я подумала о сапожнике без сапог. Ведь на этом акцента я раньше не замечала. Как человек с особенным обонянием, Жан-Батист Гренуй не обладает собственным запахом. Именно поэтому его боялись дети, отказывались кормилицы, именно поэтому он был незаметным, невзрачным, и именно это обстоятельство побудило его к созданию различных человеческих запахов, а после и к их использованию и манипулированию людьми.

    5
    294