Рецензия на книгу
Последний Катон
Асенси М.
Аноним27 октября 2025 г.Между строк
Никогда не знаешь, на что наткнёшься в очередной книге, сколько ни читай аннотацию. В одном из моих списков фигурировали исторические приключения, написанные Матильдой Асенси «Последний Катон» (2001). Наверное, если бы открыла в самолёте или поезде, где напечатанные слова перемешиваются с шумами и разговорами, не обратила внимания на многое. Но в ночной тишине неизбывное любопытство внутренней МарьИванны заставило взглянуть на детали.
Испанская журналистка Матильда Асенси Карратала специализируется на исторических романах. «Последний Катон» вышел в 2001-м, на 2 года раньше «Кода да Винчи» Дэна Брауна. Автор подчёркивает, что тщательно прорабатывает все тематики, о которых пишет. В прочитанной книге специфических деталей было много, и я полезла проверять. А как же иначе, если чего-то не знаю. Внезапно лёгкая приключенческая проза расслоилась: на одном уровне продолжалось повествование о расследовании религиозных предметов и раскрытии глобальных тайн, а на другом... Впрочем, по порядку.
Три героя (монашка и капитан швейцарской гвардии Ватикана, учёный из Александрии) решают исторические загадки с риском для жизни. Упоминаются известные и вымышленные места. В основе их длительного путешествия лежит «Божественная комедия» Данте Алигьери. Многократно приводятся цитаты (с указанием конкретных мест). В общем, есть всё, что любят поклонники Дэна Брауна, Джеймса Роллинса и Стива Берри: тайные общества, древние загадки, смертельно опасные приключения, символы.
Если нырнуть глубже, во второй слой, то открывается удивительная картина средневековой Европы до схизмы (разделение христианства на католицизм и православие, 1054 год). И вот тогда во всей красоте предстают историко-религиозные детали: архивы Ватикана, древние манускрипты, мистика. На глубине остаётся тема духовного поиска и борьбы с мнимыми и настоящими демонами. Тишины на этом слое предостаточно. Из-за присутствия Данте в тексте ловила себя на мысли, что книга очень похожа на «Имя Розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко.
Сюжет незатейлив: тайное братство ставрофилахов, хранителей Честного Креста Господня, возвращает его частицы. Чтобы выяснить истину, герои посещают семь географических мест, связанных с семью смертными грехами, о которых пишет Данте Алигьери. Фактически маршрут и структура испытаний повторяют варианты духовных странствий тайных братств.
Прошлась по карте, поискала упомянутые в романе объекты. Нашла не всё, что и понятно. Но меня восхитила тщательность подготовки материала и выбор конкретных точек на карте, что делает текст интереснее и полнее. Перечислю некоторые интересные места.
Церковь Санта-Лючия-алла-Бадия на острове Ортиджия (Сиракузы) существовала уже в XV веке, однако под ней нет катакомб (о чём упоминает в романе Асенси). Подземелья, где изначально похоронили святую Лючию, находятся под другим храмом постарше (Санта-Лючия-Фуори-ле-Мура, XI век). Выкопали их в III веке н.э., до сих пор существуют уникальные византийские фрески VIII в. Судя по сюжету, в этих катакомбах и происходит часть действия «Последнего Катона».
Церковь Капникарея (Введения во Храм Пресвятой Богородицы) — один из старейших православных храмов Афин — построили в середине XI века.
Катакомбы Ком-Эль-Шокафа в Александрии считают одним из 7 чудес Средневековья. Некрополь удивительной красоты имеет черты египетской, греческой и римской культур. Со II по IV век катакомбы использовали для захоронений. Тела спускали по круговой лестнице. Затем о нём забыли. В 1900 году в шахту упал осёл, так его и обнаружили. В катакомбах существует Зал Каракаллы, в котором хранятся кости лошадей императора (гробницы построены в начале III века н.э.). Судя по фотографиям, некрополь великолепен.
Книга Матильде Асенси отсылает и к религиозной литературе, например, к «Ставрофилии» («Царский путь Честнаго Креста Господня», 1709), которую переработал митрополит Тобольский Иоанн Максимович (1651–1715), а перевёл иеромонах Оптиной пустыни Климент Зедергольм. Настоящего автора не знаю, книга построена как беседа, раскрывает суть многих постулатов.
Также большое значение имеет христианский символизм: кресты различных форм, греческие буквы, ритуальные знаки. Отсылки к апокрифам и тайнам Ватикана подчёркивают, что скрытые знания и неизвестные документы до сих пор могут находиться в закрытых архивах.
Интересно, что герои «Последнего Катона» проходят испытания в соответствии с тремя частями «Божественной Комедии» Данте, они следуют от Ада через Чистилище в Рай.
И, наконец, о тишине. Её в книге много. Она в замалчивании истинных целей иерархов, в сумраке библиотек и архивов, в смирении. Тишина подчёркивает контраст между человеческим и божественным в церквях и катакомбах.
Читать или не читать — решение за вами.
340