Рецензия на книгу
Birdsong
Sebastian Faulks
Аноним2 октября 2015 г.Британцы на чужой войне
Очень разные отзывы есть на эту книгу, очень. Думаю, причиной тому неоднородность самого произведения. На вопрос «О чем эта книга?» ответить не сложно: в предисловии автор сам говорит, что хотел рассказать людям о незаслуженно забытой Первой Мировой и исследовать то, насколько низко может опуститься человек в своей бесчеловечности.
Повествование разделено на два временных пласта: довоенные и военные годы со Стивеном Рейсфордом в главной роли, и 70-е уже с его внучкой. Сама по себе военная часть очень хороша. Автор не ставит перед собой цели написать эпичное полотно Первой Мировой, а показывает ее глазами одного человека, но того, что испытывает этот самый человек, более чем достаточно.Не может не впечатлить сцена с обгоревшим юношей, в муках умирающим в госпитале, кошмарная работа солдат в тоннелях, жуткая сцена поголовного уничтожения британских солдат во время первой атаки Стивена, быт в землянках и контраст с убогим французским захолустьем. Глубокий психологизм солдат, которые воюют «где-то там за что-то там» и отчаянно не понимают, зачем и для чего все эти жертвы и мучения. В романе много физиологии, но если в военной части обилие плоти, оторванных конечностей и зловония разложения вполне к месту, то чрезмерная физиологичность в описании постельных сцен главных героев меня лично покоробила. И без того любовная линия неубедительная, а отдаленно-безучастная манера описания Фолкса делает ее еще более грубой.
Насколько хороша военная часть, настолько же слаба любовная линия. Причем это справедливо как для романа главного героя с Изабель, которая, на мой взгляд, никого из своих мужчин не любила (потому и сожалела лишь о том, что родине с немцем изменяет, нисколько не переживая о предательстве мужа и любовника), так и для сюжетной линии с Элизабет, внучкой Стивена. Если Изабель можно упрекнуть лишь в отсутствии искреннего чувства, то Элизабет еще и в банальной глупости. В свои 38 она подчеркнуто считает себя «сильной и независимой женщиной» (разве что котом не обзавелась), но при этом верит, что сумеет убедить своего женатого любовника-политика уйти от жены и завести с ней ребенка. А еще она не знает, сколько лет ее матери, и что от гриппа люди умирали тысячами и миллионами, не хуже, чем от пуль. Не будь сюжетной линии с Элизабет, роман, пожалуй, понравился бы мне куда больше.
В самом деле, зачем же Фолкс заканчивает роман сценой родов Элизабет? Торжество жизни и преемственность поколений? Да чур меня, если такое вот поколение «Элизабет» - это все, что есть в наличии. Стоило ли за это воевать? Пожалуй, было бы неплохо, если бы роман завершала сцена братания после чудесного спасения Стивена немецким евреем и братания вчерашних врагов.
Вовсе не поняла, зачем вообще в романе был нужен Стюарт, такое впечатление, что автор хотел как-то развить его линию, но ничего хорошего не придумал и бросил это дурное дело в пользу слащаво-кровавой концовки: в самом деле, что может быть трогательнее родов?
Также непонятно, как Стивен, будучи сиротой, оказался во Франции в качестве восходящей звезды предпринимательства для обмена опытом. Опять же, «ну пусть будет». И вообще Стивен – самый пустой персонаж, как ни странно. Даже «герои эпизода» вроде Бреннана и Берара куда правдоподобнее и цельнее. Самый убедительный и, пожалуй, единственный, кто вызывает искреннее сопереживание – Джек Файрбрейс. Ему верю до конца.
Итог: книга неплохая за счет военной линии (которая все же занимает ее большую часть), прочесть стоит. Хороший язык, глубокая тема, яркие образы войны. Вечные идеи: бессмысленность войны, невозможность прочувствовать ее и осмыслить для будущих поколений, невозможность оправиться после такого. Впрочем, если не прочтешь, не так уж много потеряешь. Перечитывать ее не буду точно. Также как и дальше знакомиться с творчеством Фолкса.574