Рецензия на книгу
Бегущий за ветром
Халед Хоссейни
AlinaDutka25 октября 2025 г.За тебя тысячу раз!
Есть книги, которые читаешь глазами. И есть те, что читаешь нервными окончаниями, всей кожей, ощущая каждую строчку как прикосновение — то нежное, то болезненное. «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни — из последних. Это не роман, а долгая исповедь, выстраданная и выговоренная шепотом, в которой переплелись пыль кабульских улиц и соль чужих слез.
О чём эта книга? На поверхности — о двух мальчиках. Амир, отпрыск знатного рода, жаждущий любви отца и обречённый на муки совести. И Хасан, его тень и щит, мальчик с разрезом глаз, похожим на китайские письмена, и с душой, ясной, как горное озеро. Их история дружбы и предательства разворачивается на фоне Афганистана, который из царства детства с запахами специй и азартом боя змеев превращается в апокалиптический пейзаж под пятой талибов.
Но для меня это история о увечье и исцелении. Увечье — не только физическое (здесь его с избытком), но и душевное. Трещина, которая образуется в сердце Амира в тот роковой день в переулке, становится его внутренним Кабулом — разрушенным, полным страха и стыда. Он бежит от него в Америку, строит новую жизнь, но прошлое — не сбежишь. Оно — как тот самый бегущий за ветром, вечный догоняющий, призрак в одеждах хазарейца.
Что пленяет без остатка:
· Поэзия и боль. Хоссейни — не писатель, а художник, пишущий словами. Он рисует Кабул такими красками, что ты чувствуешь тепло солнца на глиняных стенах и слышишь шелест сосен на улице Вазир-Акбар-Хана. И от этого пронзительнее становится боль утраты, когда на смену этим картинам приходят руины и страх. Это элегия по утраченному раю, написанная кровью сердца.
· Лейтмотив искупления. Фраза «За тебя тысячу раз!», брошенная Хасаном, становится не просто словами, а кармой, приговором, навязчивой мелодией всей жизни Амира. Путь к спасению для него лежит не через покаяние, а через жертву, через возвращение в ад, который он когда-то допустил. Это путь, вымощенный осколками его собственной трусости, и идти по нему — невыносимо больно.
· Образ Хасана. В нём нет ни капли эгоизма. Его доброта — не слабость, а сила, его преданность — не рабская, а рыцарская. Он — моральный абсолют этой истории, своеобразный компас, стрелка которого всегда указывает на истинный север чести и верности, даже когда все вокруг давно сбились с пути.
Почему не идеал? Ноты диссонанса.
Идеал, как известно, недостижим. Моё восхищение немного омрачают две вещи:
· Порой кажется, что рука автора слишком тяжела. Судьба сводит концы с концами с такой неумолимой, почти античной жестокостью, что веришь с оговоркой. Трагедия нагнетается с математической точностью, и в этом есть некоторая искусственность, мелодраматический перехлёст, вырывающий тебя из магии повествования.
· Бездна в главном герое. Слабость Амира настолько глубока, его малодушие так тщательно выписано, что на каком-то этапе возникает пропасть между читателем и героем. Сострадать — сострадаешь. Но понять… порой очень трудно. Это рискованный авторский ход, который, увы, срабатывает не до конца.
Вердикт.
«Бегущий за ветром» — это рана и бальзам одновременно. Книга, которая бьёт наотмашь, но в финале оставляет не ощущение безысходности, а слабый, как первый луч после долгой зимы, свет надежды. Надежды на то, что «за ветром» всё-таки можно добежать. Что можно, истекая кровью, найти путь к своему спасению. Что «быть снова хорошим» — возможно.
Это тяжёлое, выматывающее, но необходимое чтение. Как прививка от равнодушия. Как напоминание о том, что цена трусости — вечное рабство перед собственным прошлым, а цена искупления — всё, что у тебя есть. Но только заплатив её, можно обрести право снова запустить змея в небо.
8438