Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    DianaTlepsheva23 октября 2025 г.

    Все дороги ведут в дом скорби

    Оригинальность сюжета: 5 / 5
    Персонажи: 5 / 5
    Мир внутри книги: 5 / 5
    Любовная линия: 3 / 5
    Юмор: 5 / 5
    Смысловая нагрузка: 5 / 5

    Все, кто читал мои немногочисленные рецензии на классику, уже знают, что с данным разделом литературы я на «Вы». В целом я и не претендую на экспертное мнение в этом деле, поэтому сегодня не буду пытаться анализировать произведение или искать глубинный смысл. Вместо этого поделюсь своими впечатлениями и эмоциями от прочитанного.

    Начнем с нескольких фактов:

    • «Мастер и Маргарита» – одно из немногих произведений школьной программы, которое во время учебы в старших классах я прочитала практически полностью. Мне не хватило всего нескольких дней на последние 2-3 главы и эпилог, – пришлось завершать знакомство в кратком изложении.
    • Я не могу похвастаться, что знакома со всем творчеством Булгакова, но это единственное произведение, которое на сегодняшний день мне понравилось.
    • Будучи далекой от религии и практически не знакомой со священными писаниями, я не уловила большинство (кроме Дьявола, конечно) отсылок во время чтения. Об их существовании я узнала только во время просмотра одноименного фильма 2024 года.

      Повторное знакомство с произведением прошло в сочетании двух форматов: классического чтения и прослушивания просто великолепного, на мой взгляд, аудиоспектакля от издательства «ВИМБО». И, если в школьные годы я пыталась хоть как-то анализировать текст (как того требовал формат), то в данном случае я просто наслаждалась происходящим.


    – Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.

    Как почитатель приемов с преодолением «четвертой стены», я высоко оценила эту особенность в данном произведении. Помимо этого, мне очень понравился слог и структура текста. Также не могу оставить без внимания динамику и искрометный юмор – именно они побудили меня вновь обратиться к книге. И, конечно, я высоко оценила яркость, живость и разноплановость всех многочисленных персонажей романа.


    Причиной приезда Максимилиана Андреевича в Москву была полученная им позавчера поздним вечером телеграмма следующего содержания: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз».

    Однако, я не совсем уверена, что настолько тяжелое и мрачное произведение, – судя по обилию крови и жестокости, – необходимо было включать в школьную программу. Темы религии, власти, свободы слова в контексте описываемого периода вряд ли будут полностью понятны современному школьнику. К примеру, меня в годы учебы заинтересовала в произведении «фишка» с двумя временными линиями, и именно история Понтия Пилата осталась в памяти до нынешнего момента. Сейчас же эти главы показались мне наиболее блеклыми на фоне всего происходящего в булгаковской Москве. А там развернулось настоящее действо! И как же увлекательно было наблюдать за исходом истории каждого персонажа – вот это посещаемость у дома скорби была!


    – Милиция? – закричал Иван в трубку, – милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта. Что? Заезжайте за мною, я сам с вами поеду... Говорит поэт Бездомный из сумасшедшего дома...

    Тема, которая мне категорически не понравилась – это история «любви» Мастера и Маргариты. Люди в браке просто без объяснений бросают своих законных супругов, тайно встречаются и, возможно, сходят с ума. Как представительнице 21 века, мне довольно трудно понять подобную «романтичность» и проникнуться этой историей.


    – Дальше? – переспросил гость, – что же, дальше вы могли бы и сами угадать. – Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: – Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

    Несмотря на то что я, возможно, не поняла и половины заложенных смыслов, данное произведение мне все равно понравилось. Я по-прежнему не согласна с его включением в школьную программу – уж больно сложный материал. Однако не вижу смысла отрицать фундаментальность романа, которая ощущается даже без понимания глубинного смысла. Думаю, что до данной книги каждый должен дойти сам, без какого-либо давления со стороны педагогов или общества.

    28
    584