Рецензия на книгу
Смех лисы
Шамиль Идиатуллин
Аноним22 октября 2025 г.Роман Шамиля Идиатуллина «Смех лисы» — это увлекательный литературный сплав, где переплетаются жанры фантастического детектива, триллера и приключенческого романа. Действие разворачивается летом 1987 года в глухом дальневосточном поселке Михайловск, и именно эта точка на карте и в календаре становится своего рода котлом, в котором варится мистическая и опасная загадка.
В центре повествования — две ключевые фигуры. Капитан Сабитов, собранный офицер, прибывший с рутинным заданием, но вынужденный расследовать странные события. И семиклассник Серёга, подросток, чьи каникулы, занятые борьбой со скукой школьного лагеря, внезапно превращаются в настоящую борьбу за выживание. Их миры сталкиваются, когда в поселке появляется таинственная угроза — некий «вирус», поражающий и людей, и животных, главным симптомом которого становится жутковатый, ни на что не похожий смех.
Идиатуллин увлекательно играет с фантастической составляющей, вводя в повествование хронокластическую аномалию — временную петлю, в которой происходит временное наслоение разных эпох. Автор отказывается давать готовые научные объяснения, оставляя природу этой аномалии покрытой тайной.
Безусловно, одним из главных козырей книги является мастерски и достоверно воссозданный дух советской провинции конца 80-х. Узнаваемые реалии, специфический быт, язык — все это погружает читателя в ту эпоху с головой, вызывая щемящее чувство ностальгии (даже у тех, кто застал это время лишь краем).
Автор показывает происходящее глазами разных героев — и взрослых, и детей. Это создает объемную картину событий. Особенно удачно прописаны подростки: их шутливые перепалки, внутренние переживания, психология и взаимодействие друг с другом и со взрослыми выглядят абсолютно достоверно. Серега, его верный пес Рекс и боевая подруга Райка с «железной волей» — тройка, за приключениями которой следишь с неизменным интересом. Конечно, некоторые образы иногда кажутся слегка гиперболизированными, но именно этот лёгкий юмористический слой смягчает напряжённость и делает мистику более доступной для восприятия. В этом балансе есть приятная игра, где серьёзность и улыбка соседствуют, не мешая друг другу.
Неудивительно, что роман изначально задумывался как сценарий. Это чувствуется в каждой главе: динамичный сюжет, яркие, легко визуализируемые образы и фирменные клиффхэнгеры, заставляющие читать «еще одну главу» до глубокой ночи. Стиль Идиатуллина — живой, образный, с богатым словарным запасом, но при этом лёгкий и не грузный, как будто разговариваешь с собеседником, который умеет рассказывать историю так, что невозможно оторваться.
Как итог, «Смех лисы» — это увлекательное чтение, которое можно рекомендовать широкому кругу читателей. Поклонники «Лисьих бродов» Анны Старобинец оценят мистическую составляющую и дальневосточный антураж, а ценители «Пищеблока» Алексея Иванова — тонкую проработку подростковой психологии и ностальгическую фактуру советского быта. В итоге получился атмосферный и очень кинематографичный роман, который поможет интересно скоротать время.
4191