Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Mefistofel30 сентября 2015 г.Сложно писать что-то о классике...
Родион - изломанный, запутавшийся, его думы хаотичны и одновременно пугающе холодны, он страдает и одержим мыслью осчастливить всех страждущих, убив одно ничтожество, но постепенно идея набирает оборот, доходя до убийства ради доминирования, власти над судьбами. Заблуждение сердца или расчёт?
В Родике скрестились противоположности: презрение и любовь. Эта несочетаемость определяет канву поступков, развитие личности. И даже эпизод сна начинается некоей борьбой образов - кабак и церковь - два антагониста - духовное и порочное. Возраст во сне значим, как обыгрывание гармонии через числа ( три - совершенство, четыре - порядок)
Подача текста через цветовую призму нагнетает атмосферу, усиливает душащие тиски страха, необратимости, уродства, тягостной доли. Превалируют: красный - убийство и кровь, жёлтый - надрыв, болезнь, серый - маета, меланхолия. Раскольников мечется меж приятием кровопролития и тут же молит бога просвятить, показать истинный путь, что свидетельствует о душевном сломе и глубочайшем внутреннем конфликте.
Противоборство двух начал в Раскольникове - рамки, в которых показана битва христианского - Свет и нарочитого - Тьма, дитя и убийцы.
В эпизоде изложена вся сюжетная линия, видимая в настоящем времени, говорящая в прошлом и предрекающая будущее.
Достоевский мастерски изобразил своего героя в ипостасях - палача и мученика, раскрыл его душу, через контраст трогательного ребёнка и ожесточившегося нищего обитателя трущоб.
Раскольников хотел сделаться Спасителем, в итоге, перебирая кресты, как в одной притче, не потянул даже собственный.7140