Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним21 октября 2025 г.Кто виноват?
Читая «Собор Парижской Богоматери», невольно задаёшься вопросом: кто же виноват в смерти Эсмеральды? Квазимодо, не сумевший её спасти? Клод Фролло, потерявший рассудок от страсти? Или само общество, где красота и доброта ничего не значат без статуса и власти? Виктор Гюго мастерски выписывает атмосферу средневекового Парижа, но за всеми архитектурными описаниями и философскими рассуждениями теряется самое важное — человеческое.
Лично мне книга показалась тяжеловесной. Слишком много монологов, отступлений, страниц о соборе, а не о людях. История Эсмеральды могла бы быть трагически прекрасной, но вместо этого она тонет в камне, пыли и морали. Виноваты, конечно, все — и герои, и автор, который словно забыл, что перед нами не трактат о готике, а драма о живых чувствах.
В итоге остаётся не столько боль от судьбы Эсмеральды, сколько усталость от самой книги. Да, это классика — но та, что заставляет больше вздыхать, чем сопереживать.
Содержит спойлеры265