Рецензия на книгу
Машина различий
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг
Psyhea29 сентября 2015 г.Уильям Гибсон считается основателем сразу двух фантастических жанров – Стимпанка и Киберпанка. «Машина различий» как раз основополагающее произведение Стимпанка. Так сказать первый камень в фундаменте жанра. Опираясь на это знание, я приступала к чтению книги с определенными ожиданиями. И самое очевидное из них – познакомиться с образцовым произведением в жанре Стимпанк. Чтобы было с чем сравнить уже прочитанные книги той же направленности или те, что буду читать.
Образцовым романом «Машину различий» не назовешь, это я вам скажу сразу. С точки зрения стимпанковского мира, его проработки, декоративных деталей и общей атмосферы, книга более чем хороша. Но вот со связностью сюжета, его последовательностью и плавностью у автора серьезные проблемы. Сюжет развивается скачками, перепрыгивает от персонажа к персонажу, от события к событию слишком резко. После каждого такого прыжка сидишь и недоумеваешь, откуда все это взялось и как я здесь оказался. Многие важные моменты совершенно не акцентируются, и только прочитав до самого конца, понимаешь, зачем нужна первая глава, оторванная от остального повествования.
Честно говоря, я так и не прониклась за всю книгой важностью технологии, за которой гонялись преступники. Несмотря на многочисленные комментарии и дополнения о природе вычислительных машин на перфокартах, которые приведены конце, я так и не поняла, что настолько революционного в этом открытии. Автор вроде как говорит, что это «вау», все персонажи говорят, что «вау». Приходится верить на слово. Мне не хватило пояснений самого Гибсона про выдающихся ученых его мира, альтернативного нашему 19му веку. Потому что в комментариях дается информация о людях из нашего 19го века. И биографии зачастую очень сильно расходятся.
Роман читается с интересом, все же стимпанк не лишен приключенческой жилки. Тут тебе и новые технологии, и охота на них, погони и перестрелки, тайные шпионские сети, зашифрованные послания. Чего только нет. Но в тексте чувствуется некая сумбурность, спонтанность, которая не идет ему на пользу. Действия самых сообразительных героев оказываются непродуманными или выходящими за рамки их характеров. Некоторые интриги заводят в тупик или оказываются несущественными. И вся эта развернутая шпионская сеть, которая выглядит внушительно, почему-то совершенно не работает, раз беспорядки в Лондоне во время тумана достигли таких масштабов.
Особенно я досадовала на то, что некоторые интересные и атмосферные сцены оказывались написаны только ради атмосферы и не получали должного развития. К примеру новая модель машины и весь ажиотаж вокруг нее. Очень перспективный фрагмент мира – конструирование «пароходов». И красочная глава, в которой мы знакомимся с машинкой, имела два незначительных последствия в дальнейшем: герой выиграл солидные деньги, поставив на нее, и быстроходная машина пригодился для марш-броска в другой конец города, чтобы миновать беспорядки. А ведь Гибсон с таким вкусом расписывал эту главу, что я невольно настроилась на то, что меня ждет развитии темы «машиностроения» в следующих главах. Такая же петрушка с персонажами. Автор знакомит вас с героем, вкусно его расписывает только ради того, чтобы кокнуть в следующей сцене или вообще не вспоминать о нем в дальнейшем. Очень обидно за мир и героев. Гибсон – отличный выдумщик и интерпретатор, но его роману совершенно точно не хватает последовательности и организованности.
ИТОГО: Для первого знакомства с жанром брать не стоит. Но если вы знаете о стимпанке не понаслышке и хотите приобщиться к его истокам – тогда да. Любопытная вещица)
22303