Рецензия на книгу
Общество мертвых и исключительных
Анви Рид
Аноним19 октября 2025 г.Двоякое ощущение от "мёртвых и исключительных". Общество такое себе.
Завершилось моё прочтение первой книги «Общество мёртвых и исключительных», и могу сказать, что это отличный попкорн, но со своими минусами и плюсами. Обычно я не бываю строга к подобным книгам, так как знаю, что это что-то в духе фанфиков-ориджиналов с героиней ТИ (твоё имя), где можно представить на месте главной героини или главного героя самого себя. Но об этом позже. Для начала я хочу описать плюсы и минусы первой части и разобрать для самой себя, почему я не могу оставить в покое эту книгу, не разбирать её и снисходительно отнестись, как, например, к «Влюблённой ведьме».
Сюжет начинается с того, как на заброшенном старом кладбище звонит колокольчик — это означает, что тот, кто лежит в гробу, дёргает за верёвочку, чтобы оповестить всех о воскрешении мертвеца. Смотритель кладбища раскапывает могилу и обнаруживает живую девушку, потерявшую память о своих последних днях перед убийством. Её зачисляют в Академию исключительных (людей с определёнными магическими способностями). Героиня Эбель хочет найти своего убийцу, и в это время некий человек начинает убивать остальных исключительных, оставляя после себя загадки и страшные послания. Эбель и её друзья начинают своё тайное расследование.
Для начала о плюсах:
1. Я люблю дарк-академии и атмосферу мрачности в стенах готичного замка или церкви. В принципе, не сказала бы, что Анви Рид подробно описывает эту атмосферу, но определённая эстетика чувствуется. Особенно радует, что события крутятся вокруг заброшенной церквушки на старинном кладбище, а не привычный всем замок в горной местности. Я человек, не обделённый воображением, так что местность смогла представить спокойно, более-менее годные описания в книге присутствуют.
2. Следующим плюсом хочу назвать отсылки на мировую классику, философию, математику, искусство и религию. Особенно религию. Книга пересказывает нам какие-то базовые вещи из школьной программы, вплетает факты в сюжетные действия и прям кричит нам в лицо, что вы читаете дарк-академию, уяснили? Конечно, все эти факты разбросаны по всей книге, а не идут логично и последовательно, создается впечатление, что Анви Рид хочет показать, сколько всего она нашла в интернете или какая у нее великая эрудиция, но ничего страшного. Уже за это я благодарна.
3. Детектив для меня всегда был интересен в подростковых книгах, все загадки, что убийца оставляет на месте каждого преступления, связаны с математикой и религией. Герои не просто играют в расследователей, но и демонстрируют познания в области определенных предметов, развиваются и учатся. Это приятно видеть, можно сказать, что стиль детектива этой истории — изюминка.
4. За атмосферу осени готова тоже поставить плюс. Но вечеринка в праздник Хэллоуина не впечатлила от слова совсем. Не было какой-то атмосферы праздника, пубертатные подростки просто жались в углах и «лобызали» свои дёсны. Причём не я так решила пренебрежительно описать сие действия, Анви Рид сама за меня всё сделала.
Вспомнив о пубертатных подростках, я бы хотела начать описывать минусы произведения.
1. Герои. Ну, я не зря в самом начале говорила про ТИ. Героиня Эбель создана по такому принципу — она вроде бы «нормис», но «не такая, как все». Проблема заключается в том, что она потеряла память, а потому в первой части книги невозможно сказать что-то о ней путное. Она вроде бы дерзкая и бесстрашная, а вроде бы пугливая эмоциональная девочка. Я не могу сказать, что из себя представляет эта Эбель. И почему-то я уверена, что во второй книге тоже не смогу об этом точно заявить. Эмоциональные моменты с ней, например, описание её воспоминаний о горькой утрате отца, написаны как-то неправдоподобно, скупо, чтобы просто нам продемонстрировать печаль героини, поставить чисто перед фактом. Не более. Вот, она страдает, знайте это. Хорошо, мы знаем. А дальше что? Я не сопереживала за нее, потому что ни разу подробно не были описаны какие-то детали отношений, приятные моменты, доказывающие близость Эбель с отцом — ничего. Был хороший отец, да нет его. Всё.
Остальные герои тоже сотканы из таких невероятных клише, что мне стало даже от нелепости смешно. Главный герой (как я понимаю, будущий любовный интерес Эбель) по имени Реджис весь из себя такой: «я опасный, как цэх колбасный», «я лютый, будто лютоволк», «ей нужно держаться от меня подальше, весь со мной небезопасно», «я люблю ее, но мы не можем быть вместе» и так далее. Это Саске Учиха из фанфиков, я вам клянусь. Это Эвард Каллен, но еще больше непреступная версия. Это единственное, что я могу сказать про Реджиса, остальное будет во второй книге. Но в первой он продемонстрирован слабо и клишированно.
Два остальных героя из серии «бабник влюбляется в заучку». Вы всегда видели персонажа, который ко всем несерьёзно подкатывает и играет роль шута. Так вот персонаж Ноа — это тот самый бабник-клоун. Весь юмор в его руках, шутки бывают действительно смешными, но не так часто, как хотелось бы, обычно он просто вызывает стыд и не более. Его поступки бывают иногда мерзкими, особенно по отношению к своему скрытому любовному интересу.
А «заучка» Соль выглядит немного нестандартно, и её предыстория и образ выглядят интереснее, чем у главной героини. Единственное, что портит её, это необоснованная влюблённость в Ноа, а так это более чем приятная героиня с мало-мальски прописанным образом.
2. Авторский язык был мне неприятен. Повествование идет не от первого лица, то есть не от субъективного лица, в котором можно выражать свое мнение, а от третьего лица, где должна быть объективность и беспристрастность от автора. Но Анви Рид использует неуместные и графоманские обороты речи, по типу: «этот чувак...», «он чувствовал себя фигово» и так далее. Ладно, если бы такие речевые обороты использовал персонаж, рассказывая историю от своего лица, это простительно и хотя бы уместно. Но профессиональные авторы так не должны делать, иначе это уже не произведение, а фанфик и не более. Вся серьезность книги рушится, потому что чувствуется, что либо автор сам к своему произведению несерьёзно относится, либо автору не хватает опыта, либо автору просто тринадцать лет. Такой стиль вовсе не стиль, а грубейшая ошибка в литературе.
- Диалоги не соответствуют возрасту персонажей. Тут мне нечего добавить, что-то ещё. Просто по моему личному опыту 20-летние люди не общаются как пятнадцатилетние школьники. А если Анви Рид хотела упростить диалоги для совсем молодых читателей, то нужно было делать персонажей по-младше.
Больше мне нечего добавить, за исключением того, что я не особо люблю деление одной истории на две книги, но понимаю, для чего это было создано. Деньги, деньги и еще раз деньги. Во мне теплится надежда, что вторая часть выглядит лучше первой и сможет устранить все те грехи, которые были в первой части. Но я в этом не особо уверена.
4144- Диалоги не соответствуют возрасту персонажей. Тут мне нечего добавить, что-то ещё. Просто по моему личному опыту 20-летние люди не общаются как пятнадцатилетние школьники. А если Анви Рид хотела упростить диалоги для совсем молодых читателей, то нужно было делать персонажей по-младше.