Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Mama_karla18 октября 2025 г."Злоба дня", или Просто злоба
Не знаю, зачем меня угораздило это прочитать (точнее, послушать), не собиралась же. И более того, пока слушала, бесило примерно всё, но я мужественно добесилась до конца.
Про "Йеллоуфейс" не писали только самые ленивые, и вероятно даже те, кто не читал и не собирался, все равно что-то такое слышали. Но пару слов о сюжете все равно скажу.
Афина Лю, молодая писательница, этническая китаянка, приглашает свою подругу по университету Джун Хэйворд, тоже писательницу, только белую и менее талантливую, к себе домой, чтобы отпраздновать очередной крупный успех. Вечер однако заканчивается смертью Афины, а Джун крадет черновик ее романа и, немного переделав его, публикует роман от своего имени. Книга о забытом эпизоде истории мгновенно попадает в центр внимания издательского мира и соцсетей. А вместе со славой приходят вопросы об авторстве, границах «чужих» историй и праве говорить от имени других. На фоне нарастающих скандалов Джун пытается удержать успех и собственную версию правды, пока индустрия, друзья и интернет-публика проверяют её на прочность.
Если держать в голове примерно такую аннотацию, то как будто бы очень даже ничего. Сатирический триллер о зависти, идентичности и цене литературной репутации на злобу дня. Только вот ключевое слово здесь "злоба дня" или, пожалуй, просто "злоба".
Я вроде бы понимаю, что это сатира, но сатира настолько злобная и саркастичная, что перестает восприниматься таковой. Все-таки сатира - это высмеивание, с гротеском, пусть с толикой сарказма, но все же и со смехом. В "Йеллоуфейс" места для смеха и даже для усмешки нет совсем. Зато есть всепожирающая зависть как основной мотив и ненависть всех ко всем. Вроде бы персонажи борются с расизмом, и вообще выступают за все хорошее против всего плохого, но попробуй только ударение не там поставить, как тебе сразу прилетит с ноги.
Обычно, когда я вот так начинаю реагировать на историю, я пытаюсь остановиться и понять "что хотел сказать автор", отделить голос героя истории от голоса автора. Но с "Йеллоуфейс" у меня не получилось. Было (и остается) чувство, что и голос Афины, и голос Джун - это все голос самой Ребекки Куанг. И что она хотела этими голосами сказать, я так и не поняла. Что мир жесток? Что в нем есть только злость, зависть, ненависть и твиттер?
Я даже пошла пытать ИИ вопросом: в чем секрет популярности "Йеллоуфейс"? почему книга всем так понравилась? На что он мне выдал: "Узнаваемо для читателей и авторов; щекочет злорадство". Эффект спора: хочется обсуждать/ругаться."
А то ж где еще "пощекотать злорадство" и поругаться. Тьфу прям.
672