Рецензия на книгу
Учение о цвете
Иоганн Вольфганг Гете
Аноним18 октября 2025 г.Когда поэт решил стать физиком
Иногда кажется, что у великих людей — нескончаемый запас идей. Вот Гёте, например. Написал «Фауста», поэт, много стихов - а тут раз - и решил объяснить, как работает свет. Да не просто в статье, а в целой книге под громким названием «Учение о цвете».
***
Книга построена как научный труд — без намёка на художественность. Гёте рассуждает о природе цвета, о восприятии света человеческим глазом, о том, как тьма и свет взаимодействуют, рождая оттенки. Он спорит с Ньютоном, предлагает свою теорию спектра и, в общем-то, довольно уверенно оспаривает законы оптики. И я это уже где-то видела. В старших классах, на уроке физики, кажется. Только тогда всё объясняли короче и с рисунками.
Тем не менее, в книге есть своя странная прелесть. Это как наблюдать за гением, который решил доказать всему миру, что способен не только на метафоры, но и на формулы. Хотя текст сам по себе суховат, чувствуется, что Гёте был не равнодушен к тому, что делает. Он буквально влюблён в сам процесс наблюдения.
Впрочем, есть в книге и отдушина — короткие статьи, заметки, вставные рассуждения. Вот они как раз интересны. Там проявляется сам Гёте — наблюдатель, любопытный до безумия, внимательный к мелочам. Он описывает, как свет ложится на воду, как цвет меняется в зависимости от времени суток. Эти фрагменты читаются легче, почти как дневник учёного. И в такие моменты понимаешь: да, он действительно был исследователем по духу.
Но если честно, я всё время ждала, что вот-вот появится что-то художественное. Что-то вроде: «Синий цвет — дыхание вечера, а жёлтый — улыбка солнца». Нет. Ни одной метафоры. Только наблюдения, схемы и опровержения чужих теорий.
Некоторые главы воспринимаются как набор мыслей, которые он не успел отредактировать. Где-то повторы, где-то перескакивания.
Но было даже как-то непривычно - великий поэт — и вот он сидит, разбирает свет. Как будто мы заглянули к нему домой и застали за хобби.
Конечно, если вы ждёте лёгкого чтения — нет, это не сюда. Если же хочется почувствовать дух науки XVIII–XIX века, когда каждый образованный человек считал своим долгом иметь мнение о физике и ее законах — тогда, может быть, вам даже понравится.
Но лично я закрыла книгу с ощущением лёгкой благодарности и лёгкой скуки. Благодарности — за то, что теперь вижу Гёте не только как автора «Фауста». И скуки — потому что, увы, я не Ньютон и не готова спорить с физикой ради вдохновения.
4102