Рецензия на книгу
Шагреневая кожа
Оноре де Бальзак
Аноним18 октября 2025 г.человек - шут, танцующий над пропастью.
Имя великого французского писателя, эссеиста, литературного критика, одного из основателей реализма в литературе Оноре де Бальзака можно услышать от уст всех, даже от тех, кто ни разу не читал ни одно его произведение. Только тогда, когда читаешь Бальзака, начинаешь понимать, почему великий Достоевский считал его своим вдохновением и учился писать подобно Бальзаку. Оноре де Бальзак выдающийся писатель, который за всю свою литературную деятельность пытался создать цикл так называемой «Человеческой комедии», которая должна была быть сопоставимой с «Божественным комедией» Данте. Все произведения Бальзака это попытка описания картины нравов его времени, которая актуальна до сей пори. В его книгах столько философских мыслей и трактовок, что я порой терялся, охватывая дежавю, как будто читаю Достоевского или Золя. «Шагреневая кожа» роман из цикла «Человеческой комедии» из части «Философских этюдов». Роман был издан в 1831 году, и по сюжету посвящен проблеме столкновения неискушённого человека с кишащим пороками обществом. Но как и во всех великих книгах, и тут все не так однозначно. Книга разделена на три части с очень маленьким эпилогом в конце. Каждая часть книги шедевральна по своему, и как по мне каждая из них могла стать полноценным маленьким рассказом. Неискушенный читатель тут увидит не многое, а только молодого человека, который входит в сделку с темными силами, и как Дориан Грей расплачивается в конце сполна. Но тут-то не было. Это маленькое по объему, но очень громадное по содержанию творение, впервую очередь про порочность человечество в целом. В первой части, где герой находит шагреневую кожу в лавке древностей, Бальзак так кинематографично описывает все происходящее, что перед глазами плывет вся история человечества во своими прикрасами и уродливостью, всеми пороками и достижениями людского мира, всей верой и атеизмом существа человеческого, всею гнусностью и эстетизмом. Бальзак таким философским тоном преподносит все это, что читателю кажется будто он читает труды Спинозы или Аристотеля, Ницше или Шопенгауэра, а не художественный роман.
В «Шагреневой коже», а конкретно во второй части, внимательный читатель находит подтверждение высказывания, что в любви мы отвергаем тех, кто его достоин, и превозносим тех, кто этого недостоин. Бальзаковская любовь сродни с чем-то божественным, и одновременно недосягаемым чувством, к которому можно прийти только через осознания своего «я» и понимания смысла своего существования в этой вселенной. Оноре в своих книгах пытается понять и осязать то, чему великие жрецы пытались спокон веков. «Шагреневая кожа»- это произведение в котором чувствуется и что-то из рамках алхимии, когда, как было сказано выше, великие мудрецы искали камень существования смысла жизни. По-моему субъективному мнению, Пауло Коэльо в своем известном романе «Алхимик» попытался продолжить и закончить то, что начал Бальзак, и конечно потерпел в этом полное фиаско. Язык повествования у Оноре не просто красив или изящен, а просто божественен, и читая кажется, что находишься в раю, где соловьи и птички своим ангельским голоском шепчут тебе на ушко песни скорби и смерти. Здесь мы видим, что такое одержимость, какое роковое последствие имеет оно. В романе говорится, что шагреневая кожа изготовлена из кожи онагри, то есть свои истоки этот роковой талисман берет от осла, а осел в свою очередь из тех редких животных, которое часто упоминается в Библии. Мы видим, что Бальзак как бы переосмысляет понятие добра и зла, но так и до конца не открывает тайну этой «шагреневой кожи» оставляя каждого читателя самому разбираться от Бога ли оно, или же от Сатаны. Вообще, здесь автор пытается благодаря философии надавить на самое уязвимое чувство человека - на его отношение к смерти, как таковой, и его ожиданий от нее. Все мы на каком-то вербальном уровне понимаем, что с каждым новым днем мы все больше ближе к смерти, чем к жизни, но, однако на подсознательном уровне мы отталкиваем этот факт. Бальзак показывает, что в жизни нужно прийти в первую очередь к смирении с самым собой. Нужно четко осязать, что мы представляем из себя сами, и тогда нам ничего не будет страшно, и только тогда сумеем полностью предаться во власть жизни. Герой только при виде скорби на лице любимой, пришел к смирению, и лишь тогда смог предаться в объятия смерти. Что такое любовь и что ему подвластно? Эти два важных вопросов обсуждается в этом прекрасном романе. Тут можно очень много разглагольствовать на счет этого прекрасного произведения, но никакие слова не могут передать всю ту глубину чувств, которое передается во время прочтения «Шагреневой кожи».
Все мы лишь субстанции в абстрактных просторах вселенной, которое ищет абсолютного порядка, но чувствует себя прекрасно и живо лишь в безоговорочном состоянии хаоса.
6122