Рецензия на книгу
The Priory of the Orange Tree
Samantha Shannon
Аноним18 октября 2025 г.«Обитель апельсинового дерева» — классическое современное фэнтези, очень традиционное по миру и сюжету и полностью соответствующее современной западной этике.
Более того, у меня сложилось абсолютно ничем не мотивированное ощущение, что автор словно живет в настолько благополучной и благожелательной реальности, что это просачивается в ее фэнтезийный мир, делая и его невероятно благодушным, так что даже и зло не столь уж и ужасно, а если и ужасно – то всё равно победимо, а его последствия поправимы.
Блёрб на обложке ставит Саманту Шеннон в один ряд с Джорджем Мартином и Робин Хобб. Ну, на мой взгляд, скорее Хобб, чем Мартин.
Солидный объем (800 страниц), долгая экспозиция, обилие персонажей и мест с непривычными именами делают текст порой слегка нудноватым, но, в целом, книга неплохо развлекает, хотя каких-то особо интересных или неожиданных твистов в сюжете нет. И даже наоборот, кажется, что многие сюжетные повороты решены очень уж топорно в лоб.
То, что на всех главных ролях женщины мне скорее импонирует. Десятки лет в этом жанре героями, помощниками героев и антагонистами героев почти всегда выступали мужчины, и вот яркий пример того, что приход женщин на ведущие позиции фэнтезийного романа ничуть не портит повествование и вполне себе позволяет блюсти жанровый канон. И да, я оценила авторский сарказм на эту тему в истории Клеолинды и Галиана.
К недостаткам я бы отнесла мутность и невнятность магической системы мира. Нет в ней ни логики, ни красоты. Причем непонятны ни суть магии, ни природа магических существ (ни их мотивация сотрудничества с людьми), ни функциональность фигурирующих в сюжете артефактов.
А еще «Обитель апельсинового дерева» навела меня на размышления об одной удивительной особенности жанра. Вам не кажется, что фэнтезийные миры начисто лишены эволюции? Вот ужасный Безымянный был скован тысячу лет, более тридцати королев сменилось на престоле Иниса, но по контексту, по мифам, по всем отсылкам к прошлому создается ощущение, что этот мир совершенно не изменился за прошедшие столетия. Ни нравы, ни нормы, ни границы, ни наука, ни искусство – ничего принципиально нового не появилось, никакой динамики, никакого развития. И ведь, пожалуй, это характерно для большинства фэнтезийных книг, где авторы охотно оперируют тысячелетиями, но при этом держат свои миры неизменными, как мух в янтаре.
Резюме: неплохо, но не более того.
13229