Рецензия на книгу
Хлеб с ветчиной
Чарльз Буковски
EvgeniyOv26 сентября 2015 г.Мне кажется, эта книга – незаменимый атрибут среднестатистического подростка-хипстера, начинающего свое увлечение какой-либо суб/контркультурой. История бесшабашных приключений отчаянного непримиримого юнца, поделенная на 58 эпизодов, не лишенная похабности и жестокости, с головой увлечет любого начинающего читателя, за исключением, пожалуй, только самого убежденного гуманиста и блюстителя морали. На мой взгляд, имеет смысл расширить кругозор и посмотреть в целом на отрезок времени, высветленный автором. Речь идет об Америке во времена Великой депрессии. Та страна не имеет практически ничего общего с сегодняшними Штатами, их пресловутым равенством, неограниченными возможностями и высокими социальными стандартами. Положение дел в Америке того времени, потерянной между двумя войнами, вынуждает население драться за место под солнцем, а проигравших обрекает на вечные скитания по задворкам жизни. Такими скитаниями и занимается главный герой (он же сам автор), несмотря на то, что постоянно дерется и наставляет синяки сверстникам, начиная еще с младшей школы. Общество строго разделено на бедных и богатых, и они не питают друг к другу теплых чувств. Если тебе «повезло», как нашему герою, родиться на стороне первых, то жизнь не покажется сахаром еще очень долгое время. Грандиозный экономический кризис, повальная безработица и нищета, ставят перед людьми очень жесткие испытания. Вследствие постоянных лишений и беспросветного скудного быта, многие теряют нравственные ограничители, пьют, совращают детей и постепенно утрачивают человеческий облик. Проявляются талантливые писатели, такие как Томас Вулф, Джон Стейнбек, Олдос Хаксли; однако, общий уровень культуры невысок и американский народ больше почитает грабителей банков, например, Бонни и Клайда. Действительно, жанр «грязного реализма», как нельзя лучше подходит для передачи той атмосферы полной безнадежности и апатичности низшего и, некогда, среднего классов.
В принципе, я не вижу особого интереса в том, чтобы вникать в ожесточенность, отстраненность от жизни и нелюдимость главного героя - это и так лежит на поверхности, являясь совершенно логичной и закономерной реакцией на гнет отца и безразличие матери. Не нужно быть гуру психоанализа, для того чтобы заметить, что юноша слишком рано лишился детских иллюзий, потерял вместе с ними способность к сентиментальности и романтике; к 18 годам стал приземленным циником, выглядящим на 30. Он совершенно не сопротивляется своей судьбе, не скрывает негативных эмоций, и в перерывах между кровавыми драками и попойками даже подумывает о самоубийстве. Впрочем, об этом лучше один раз прочитать непосредственно от автора – ведь, в конечном счете, именно мастерское раскрытие непростого характера главного героя и искреннее посвящение в самые сокровенные душевные переживания, принесли этому автобиографическому роману всеобщее признание.
240