Рецензия на книгу
The Recognitions
William Gaddis
Аноним16 октября 2025 г.Раффаэлло Джованьоли - Спартак , Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери , Александр Дюма - Виконт де Бражелон или 10 лет спустя , Уильям Гэсс - Тоннель ... Книги совершенно разных жанров, написанные в разные эпохи. Что их может объединять? Это те книги, которые я читала в своей жизни дольше всего: от месяца до полугода.
В уютную компанию этих книжных толстячков сейчас без стеснения вливается и Гэддис. В страницах его "Распознаваний" я провела без малого два месяца: август, сентябрь. Это были два удивительных месяца, наполненных постмодернистской эстетикой и иронией, тягучей меланхолией бытия, которой так легко, оказывается, заразиться от персонажей романа американского классика. Это было очаровательное блуждание в тонком дремотном тумане из изящного кружева слов. Не скрою, меня бесила пунктуация в этой книге (она здесь своеобразная и непривычная. Постмодернисты, видимо, революционеры во всем), но бесконечные образные метафоры, точные неожиданные сравнения, глубина мысли приводили в восторг. Я могла бы, наверно, и дальше бродить по этому сюжетно-стилистическому лабиринту, да только книга, даже самая длинная, однажды все же заканчивается...
986 страниц, набранных мелким шрифтом. И это даже не семейная сага в нескольких поколениях! Это обычный роман, охватывающий собой довольно скромный промежуток времени. Необычен роман по иной причине: здесь как будто нет главного героя - вернее, все они главные.
Многоголосье действующих лиц поначалу даже сбивало с толку, ведь кажется невозможным сопереживать всем сразу. Никаких нервов не хватит...
Вот молодой художник, ищущий себя через живопись. Строгое религиозное воспитание в детстве, ранняя потеря матери - и вот она, долгожданная свобода, Париж, любимое дело. Отец-священник остался лишь в воспоминаниях, перед тобой открыты все дороги, только не к счастью, увы...
Вот писательница, умная, молодая, красивая, рассудительная - живи да радуйся! Но ведь нет же: опция "Счастье" опять по умолчанию выключена. Любовь к холодному, равнодушному мужчине, погруженному в себя, вытягивает все силы. Ну и что, что муж? Если вы все равно друг другу что чужие...
А вот безнадежно и безответно влюбленный драматург, безуспешно пытающийся привлечь внимание публики к собственной пьесе и к себе заодно...
Чувствительный музыкант, чья мать умирает от рака...
Один помешанный на религии фанатик, ненавидящий окружающих.
Богатый коллекционер предметов искусства.
Девушка-натурщица, пытавшаяся покончить с собой из-за неразделенной любви.
...В этой книге страдание - неотъемлемая часть пейзажа и действия. Оно будто обволакивает тебя целиком и задает тон повествованию. Нет здесь счастливых, довольных, милых.
Озлобленные, отчаявшиеся, мстительные. Они упорно сбегают от страданий, которыми так насыщен наш мир, в религию и искусство (искусство, кстати, по ходу действия само становится едва ли не новой религией со своими божествами и канонами), вот только нельзя уйти от самого себя, как ни старайся.
Не даст облегчения - даже временной передышки от боли - живопись, музыка, литература, пока ты не разобрался с самим собой, не понял, чего ты хочешь на самом деле и что из себя представляешь. Напротив, искусство, кажется, лишь бередит их сердечные и душевные раны. Творческие люди, они априори более чувствительные и ранимые...
И рвутся с громким треском их ниточки-связи с миром и другими людьми. Они пытаются, впрочем, найти себя в мире подобных, встречаются и расстаются, приветствуют друг друга на вечеринках, светских раутах, в общих компаниях, интересуется вроде о жизни друг друга, даже как будто искреннее это делая. Но не слышат, не в состоянии услышать другого, прочувствовать его боль - своей с избытком.
Вот это многоголосье сводило меня в книге с ума. Только настроишься на историю жизни одного персонажа, как автор перебрасывает нас в другую историю другого героя.
Сюжет романа описать чертовски сложно: он будто о всем сразу и ни о чем конкретно. Герои, встречающиеся в общих компаниях, любят поразмышлять об искусстве, культуре, религии, морали и ценностях, современном обществе, экономике и т. д. - обо всем на свете. Но само действие как таковое движется медленно и тягуче, нехотя. Мы же, по мысли автора, должны основательно влезть в шкуру каждого из действующих лиц. Фоном - голос по радио "Что я наделала..." (эту радиостанцию, видимо, слушают все персонажи), будто подчеркивающий бессмысленность их телодвижений...
И постепенно ты, как ни странно, начинаешь сопереживать им всем, хоть то и казалось доселе невозможной затеей.
А еще при всей медлительности повествования автор подарил читателя с десяток ярчайших мелодраматических и драматических сцен и эпизодов, по новому раскрывающих персонажей. Игра на органе до исступления, до разрушения часовни (представляете, насколько величественная смерть!). Супруги расстаются, и она узнает, что беременна, а ребенок уже ни к чему... Мужчина признается в любви к женщине, пытавшейся покончить с собой от неразделенной любви к другому мужчине, а ей не нужна вот эта бескорыстная любовь, так доверчиво стоящая сейчас у ее порога, ведь он - не тот...
С романом Гэддиса будто проживаешь десять жизней разом. И так хочется верить, что можно научиться на чужих ошибках - тех же книжных героев. Так ведь нет же - все равно наступим на собственные грабли.
Рекомендую (правда очень осторожно) к прочтению тем, кто хочет выйти из зоны читательского комфорта и попробовать что-то иное. Только учтите: это роман для долгого, вдумчивого, внимательного чтения, не самого простого при этом. В него надо погружаться серьезно и основательно, а иначе нет смысла и браться. К пунктуации в романе немного привыкла к середине книги, но все равно так и хотелось взять ручку и расставить тире правильно)
2781,7K