Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним16 октября 2025 г.

    Цена человеческого желания

    Первой моей мыслью после прочтения "Шагреневой кожи" было: ого, похоже я только что пережила настоящую литературную оргию / филологическое пиршество!

    После череды легких, довольно поверхностных книг подступиться к Бальзаку было непросто: его витиеватые обороты, сложные образы и вычурный язык будто проверяют читателя на выносливость. Без переходов по сноскам многое в контексте и вовсе ускользает, особенно в первых главах. Но стоит погрузиться чуть глубже — и это дело перестает быть испытанием, превращаясь в редкое интеллектуальное удовольствие.

    Сюжет строится вокруг молодого и одаренного Рафаэля де Валантена, перед которым встает выбор: прожить жизнь спокойно, но в бедности, или же наслаждаться всеми ее благами, расплачиваясь за каждое желание своей жизненной силой. Судьба подбрасывает ему загадочный артефакт — шагреневую кожу, исполняющую желания, но с одной коварной оговоркой: каждый исполненный каприз укорачивает жизнь своего владельца.

    Бальзак в этом романе безжалостно обнажает нравы и пороки общества. Наиболее ярко их воплощает Феодора — богатая, холодная, ослепительно красивая графиня русских кровей, в которую Рафаэль был влюблен до безумия. За ее изысканностью скрывается пустота и равнодушие, и в этом образе Бальзак словно предупреждает: красота без души — лишь зеркало тщеславия. Ей противопоставлена Полина — нежная, искренняя и чистая.

    Однако Рафаэль замечает девушку в качестве любовного интереса лишь после того, как она становится богатой наследницей. Меркантильность в романе — отдельная тема для обсуждения. Один из друзей Рафаэля откровенно рассказывает о намерении жениться на богатой, но некрасивой женщине, и делает это без тени стыда. Вообще, возникло ощущения, будто каждый персонаж здесь измеряет счастье монетами, а любовь — выгодой.

    Финал трагичен и закономерен. К измученному и страдающему Рафаэлю в конце романа можно испытывать разве что брезгливую жалость: когда-то умный и чистый юноша, он не сумел преодолеть собственные желания и стал их рабом. Символично, что шагреневая кожа — то, что должно было исполнить мечты, в итоге становится физическим воплощением его гибели.

    Прошло почти двести лет со дня написания романа, но общество, по большому счету, не изменилось. Мы по-прежнему стремимся обладать, а не быть и живем в мире, в котором многим предпочтительнее материальные блага чем богатство душевное. Так что и вопросы, поднятые в романе, остаются актуальными и по сей день.

    14
    357