Рецензия на книгу
Цвет волшебства
Терри Пратчетт
Аноним16 октября 2025 г.What he didn't like about heroes was that they were usually suicidally gloomy when sober and homicidally insane when drunk.Репутация Терри Пратчета как одного из самых остроумных фентези-авторов настолько велика, что в случае с отдельными произведениями она может сыграть с ними злую шутку. "Цвет волшебства" - именно такой роман: если приступать к нему, ожидая парад шуток и сатиры, можно бесповоротно разочароваться.
Проблема не в том, что иронии нет вообще - она есть, но в очень ограниченном количестве и практически исключительно в описательных пассажах и мимолетных ремарках, где голос автора наиболее громок; диалоги между персонажами на удивление обыденные. Более того, имеющийся в наличии юмор часто тонет в экспозиции, представлении новых персонажей, бесчисленном количестве выдуманных имен собственных - концентрация лора буквально на каждой странице зашкаливает; в какой-то момент перестаешь воспринимать большую часть названий (часто они встречаются раз-два и потом вообще нигде больше не упоминаются).
Совершенно парадоксальным образом столь маленькая книга совмещает в себе невероятную плотность лора и очень разреженный сюжет, в котором нет сквозной идеи - случайные события происходят со случайными персонажами. По форме приключения незадачливого мага Ринсвинда и наивного туриста Двацветка напоминают классический для жанра квест, но в случае с "Цветом волшебства" этот квест абсолютно бесцелен: герои просто встречаются, просто попадают в передряги, просто спасаются бегством в новую локацию; у них нет никакой конечной точки, куда они должны прийти, они не владеют никаким макгаффином, который нужно куда-то доставить или от кого-то спрятать. Именно эта тотальная бесцельность обескураживает больше всего.
"Цвет волшебства" наталкивает на мысль, что, возможно, Пратчетт заработал свою репутацию более поздними работами, а эта была своеобразной пробой пера.
16436