Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стон горы

Ясунари Кавабата

  • Аватар пользователя
    VadimSosedko15 октября 2025 г.

    "Мы состарились, так и не взобравшись на Фудзи" - Ясунари Кавабата.

    Веер мыслей, наверное, мне помешает написать стройную и логичную рецензию на эту, безусловно, вневременную книгу, но я попробую их собрать воедино, дабы тем, кто ещё не читал "Стон горы" было понятнее выстраивать свое миропонимание в гармонии эстетики философии бытия Кавабаты.
    Читал этот роман давно, а потому и, перечитывая сейчас, нахожу в нём новое, скрытое ранее, и уже выставляю иные личностные акценты. Думаю, что излишне говорить о талантливости, самобытности и глубине писателя, умевшего так ёмко, точно , поэтично и своеобразно говорить с читателем о том, что дано нам всем лишь один раз - О САМОЙ ЖИЗНИ.
    Герой этой книги - 62-летний Синго, глава семьи. Кавабата столь тонко и умело ведёт повествование одновременно и от первого лица, и от третьего, и одновременно от снов самого Синго, становящихся неотъемлемой частью литературного полотна, что читая, невольно вбираешь в себя свё триединство, предложенное писателем. И это очень органично показывает как самого героя романа, так и всё его окружение.
    Те вопросы, что ставит Синго пред собой, на поверхность могут показаться простыми, жизненными, такими, какие мы, во множестве и ставим каждодневно, но, ведь они так умело выстраиваются в жизненный пазл, что составляют настоящую головоломку, которую и пытается каждодневно (а частенько и каждонощно) решить он. Они переплетаются, трансформируются и, конечно же, меняются местами в зависимости от значимости дня, что приносит новые радости и горести. Но не думайте, что вопросы, поставленные Синго, значимы лишь для него самого. Нет. Кавабата был бы плохом мыслителем и писателем, если бы не вывел внутренний мир своего героя на уровень философско- социальных размышлений, свойственных большинству здравомыслящих людей, прошедших большой жизненный путь и понимающих свой неотвратимый скорый уход в бесконечность. Попробуйте и вы ответить честно на некоторые из них, но применительно к себе, применительно к своей душе, к своему пути жизненному.

    • Как можно примериться с надвигающейся старостью, идущей рука об руку с сопутствующими болезнями?
    • Как можно удержать "на плаву" корабль семьи, обрастающий семьями детей своих, от развала, если он даёт течь в разных местах?
    • Как можно пред собой самим заставить твоих близких принять в сердце тех, кто пришёл в семью, тех, для кого твоя семья стала домом?
    • И можно ль более любить душой детей не своих, чем детей родных?

    Вопросы эти, конечно же, можно продолжать и продолжать. Они сами появляются почти в каждой небольшой главе, которая может считаться образцом той малой прозы, которой в совершенстве и владел писатель, из которой и соткано всё полотно романа. О его сюжете можно написать просто - ЭТО САМА ЖИЗНЬ. Да, читая его, невольно погружаешься в эту жизнь японской семьи послевоенного времени, невольно соотносишь свою жизнь и ту, написанную, невольно сопоставляешь как традиции, так и поступки, что иногда понятны, логичны и одобряемы тобой, с тем своеобразным миропониманием японца, которое не только не дано нам полностью понять (ведь надо японцем родиться), но и ставит порой как в тупик осознания, так и в область почитания их основ нравственности.
    ТАК ДЛЯ КОГО ЖЕ ЭТА КНИГА?
    Попробую ответить на этот вопрос методом отрицания.
    Не читайте её те, кто любит лишь зубодробильные экшены, где кровь рекой и сильный всегда прав.
    Не читайте её те, кто любит слезливые мыльные оперы.
    Не читайте её те, кто считает свою точку зрения на жизнь лишь единственно правильной.
    Проходите мимо романа те, кто привык слушаться чужих советов, рекомендаций, основанных на вездесущем И.И.
    Проходите мимо романа те, кто ещё молод и не обладает достаточным жизненным багажом для понимания многоплановости философского смысла.
    Проходите мимо романа те, кто привык читать ради галочки, ради того, чтобы "стать умнее".

    Роман для тех, кто привык читать неспешно, привык думать и осмысливать прочитанное.
    Роман для тех, кто читает не для приобщения к "элите", зная произведение Кавабаты, а для душевного единения с тем пониманием жизни, что заложено в нём.
    Роман для тех, кто "Состарился, так и не взобравшись на Фудзи".
    А многие ль из вас сумели взобраться на Фудзи, которая здесь есть не просто гора, а символ своих жизненных устремлений?

    38
    198