Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним15 октября 2025 г.Эта история была столько раз пересказана и переосмыслена в мировой культуре, что казалось, будто не знать о ней всё уже невозможно. Однако в каждом пересказе есть как сходства, так и различия. Решил ознакомиться с оригиналом.
В предисловии Шелли делится историей создания романа. Всё началось с дружеского пари: компания из четырёх человек, впечатлённая сборником страшных рассказов о призраках, решила написать по собственной жуткой истории. Мэри долго не могла найти вдохновения. Оно пришло к ней после разговоров о набиравшем тогда популярность гальванизме — учении о воздействии электричества на мёртвые ткани. Ей приснился кошмар об учёном, оживившем труп. Этот сон лёг в основу сначала рассказа, а затем и полноценного романа. Закончен он был в возрасте 21 года — что само по себе поражает, учитывая нравы начала XIX века и положение женщины в обществе.
Роман написан в эпистолярной форме и представляет собой записи англичанина Роберта Уолтона, отправившегося в экспедицию на Северный полюс — найти место, куда указывает стрелка компаса, и, возможно, открыть северный морской путь. Начинается всё с писем Роберта его сестре в Англию, где он описывает свой путь. В какой-то момент корабль застревает во льдах, и команда замечает в подзорную трубу странное зрелище: вдали от берегов по льдам мчится на собачьей упряжке огромное, но уродливое человекоподобное существо. Спустя сутки льды трогаются, и к кораблю прибивает льдину с обессилевшим человеком. Выходив его, Роберт узнаёт историю незнакомца.
Им оказывается Виктор Франкенштейн — первый разрыв шаблона (но об этом нюансе я знал уже давно) — Франкенштейн — не монстр, а его создатель. Монстр же имени не имеет. Мы узнаём о детстве и юности Виктора, его увлечении естественными науками, его близких. Поступив в университет, он, одержимый идеей раскрыть тайны жизни, решается на смелый эксперимент — создать человека. И здесь происходит второй разрыв шаблона. В книге нет ни намёка на сшивание частей тел, ни знаменитой сцены с криком «It’s alive!» и электрическими разрядами. Существо получается ростом около 8 футов (240 см), невероятно сильное и до безобразия уродливое, с жёлтыми глазами. Сцена оживления описана без подробностей. Сам Виктор объясняет это нежеланием делиться открытием, дабы никто не смог повторить его ошибку. Монстр сбегает, а создатель пытается забыть о нём и жить дальше. Но спустя годы чудовище возвращается, превращая его жизнь в кошмар.
В определённый момент Виктор и монстр встречаются лицом к лицу, и между ними завязывается диалог. История погружается на новый уровень: Виктор пересказывает Роберту исповедь самого монстра. Получается своеобразная эпистолярная матрёшка. История чудовища полна роялей в кустах — ему удаётся скрываться, находить пищу, выучить язык. Но его гложет одиночество и тотальное неприятие обществом. Все, кто видел его, в ужасе бежали. Он жаждал любви и принятия — но даже собственный создатель отказал ему в этом. Возлагая вину за свои страдания на Виктора, монстр требует создать ему подругу — третий разрыв шаблона — «невеста Франкенштейна» — это не фанфик или «правило 63», а прямая сюжетная линия оригинала. В обмен он обещает скрыться от человечества, в противном случае — уничтожить всех, кто дорог Виктору.
Роман заставляет задуматься: а действительно ли монстр — чудовище? Он хочет любить и быть любимым. Да, он уродлив, но истинным чудовищем предстаёт сам Виктор, сбежавший от ответственности за своё творение и отказавшийся «разгребать последствия», пока его собственная жизнь не была разрушена. Даже его последующие действия продиктованы не раскаянием, а местью. Виктор по отношению к своему творению проявляет себя полным моральным уродом. И хотя в какой-то момент и монстр начинает уподобляться чудовищу, финал романа даёт понять, что в конечном счёте он оказывается куда более человечным и ответственным, чем его создатель.
По стилю, текст иногда кажется излишне высокопарным, но это не портит общего впечатления. От самой истории я в полном восторге.
10 оживлённых кадавров из 10.
Содержит спойлеры11286