Рецензия на книгу
Revolution: A History of England Volume IV
Питер Акройд
Аноним14 октября 2025 г.Жить стало лучше, жить стало веселее
В книге создан образ 18 века. Фактов, дат, законов на удивление мало.
Век был удивительным. Акройд не смог меня убедить, что это было время расцвета культуры, но для него расцвет - основное.
Выглядит так, словно король и общество были разделены как никогда.
Короли правили. Иногда они хотели воевать. Обычно не в интересах Британии, а в интересах родного княжества Ганновер или, укоренившись, собственных амбиций. Для войн обкладывали налогами все, на что упадет взгляд. У них были премьер-министры, которым приходилось уходить в отставку, если они были несогласны с королем. Так что наиболее знамениты те, кто лучше лавировал: Уолпол и два Питта (отец и сын).
Страна жила своей жизнью. Большое количество накопленных финансов и наличие дешевой энергии (залежей угля) позволило активно инвестировать в развитие промышленности, в эксперименты с техническими изобретениями для промышленности, что привело к расцвету механизированной индустрии. Большинство новых предпринимателей и инженеров было диссенторами, вынужденными искать новые способы выживания из-за наложенных на них ограничений. Единственной всеобщей идеей было разбогатеть, что вело к креативной организации множества финансовых пузырей. Активно развивалась экономическая теория (Адам Смит был не первым), проповедовавшая свободную руку рынка. Основным общественым устремлением было расширение торговых рынков. Существовали некоторые благостные идеи о том, что надо устанавливать фактории и не вмешиваться в дела других государств, но в результате приходилось завоевывать, ограничивать и расширять империю. Появились идеи о том, что рабство это плохо. Но при этом рабочие в своей стране оказывались в положении рабов.
"многим из тех, кто работал на фабрике, приходилось соглашаться на каторжный труд – в сущности, это была более напряженная или, по крайней мере, более явная форма рабства....
Многие считали, что наемные рабочие утратили права свободнорожденных англичан."Но тут Акройд никак не может решить - доходы повышались, уровень жизни повышался (судит по спросу на товары массового потребления, например мыло, набивные ткани, табак и пиво, но цифр нет), а 4летки вполне были полезны для семейного бюджета. Промышленники строили целые города со школами и больницам, в которые возили на экскурсии (кстати, декабристы тоже их посещали). Появились профсоюзы и с ними уже начали бороться. Средний рост англичанина уменьшился. Детей "целыми вагонами" насильственно забирали у бедных родителей для отправки на "содержание" собственникам хлопкопрядильных фабрик в Ланкашире и Йоркшире.
"Детей тем временем отправляли на фабрики, заботясь о них не больше, чем о рабах, перевозимых в Вест-Индию. Когда один рабовладелец из тех мест услышал, что дети на хлопкопрядильной фабрике работали с пяти утра до семи вечера, он заметил: «Мы в Вест-Индии никогда не думали, что люди могут быть настолько жестокими». Детей привлекали к работе даже по ночам, когда спрос на продукцию был особенно высок.
Условия, в которых трудились дети, ужасали. Травмы при работе с машинами были делом повсеместным, и существует немало зафиксированных случаев отрезанных пальцев или раздробленных конечностей...
Некоторым детям приходилось рыться на свалках или сражаться со свиньями, чтобы добыть себе пропитание...Ничего предосудительного не было в том, чтобы ударить кнутом, палкой или кулаком сонного или слишком медлительного ребенка; если кто-то пытался сбежать, его заковывали в кандалы. За серьезные проступки ребенка могли подвесить в клетке или корзине к потолку. Некоторые надзиратели бесспорно имели садистские наклонности и получали особое наслаждение, причиняя детям боль. В Манчестере одну фабрику называли «Врата ада»....
Некоторые машины конструировали с таким расчетом, что на них будут работать именно дети"Важнейшим событием в культуре оказался Акт о театральных лицензиях 1737 года. До этого момента основным видом искусства был театр. Увлечение театром оказывало влияние на все аспекты повседневной жизни. Ограничения и предписания, вызванные Актом привели к внезапному подъему жанра романа и художественной литературы в целом.
"Раньше художественная литература воспринималась Дефо и его современниками лишь как побочный продукт журналистики; теперь она стала жить собственной независимой жизнью."Знаменитые личности упомянуты без изюминки, они без плоти и крови, не вызывают желания даже заглянуть в википедию по ходу чтения. Хотя среди них Дефо, Свифт, Хогарт, Шеридан, Том Пейн, Колридж... Обычно Уильям Питт в исторических романах выглядит поэнергичнее и похитроумнее.
31122