Рецензия на книгу
Чайка
Борис Акунин, Антон Чехов
masharoze1 апреля 2010 г.С восторгом прочитала эту забавную провокацию. Акунин замахнулся на "наше всё" русской интеллигенции - самого Чехова и его бессмертную "Чайку"! И это уже само по себе прекрасно. Для меня нет ничего "святого" в области культуры, в том смысле, что любое порождение человеческого разума может быть задействовано в интерпретации, в любом жанре - комедии, фарсе, откровенной профанации. Любой человек может потешаться, иронизировать, творчески перерабатывать любое величайшее произведение, созданное в своё время, другим человеком. Это право любого мыслящего существа - свободно распоряжаться всем богатством наследия культуры, как угодно "перелопачивая" его и используя в своих целях. А уж читатель и критик рассудят - талантливо прошел эксперимент, снискал интерес и признание, или нет. Никакой цензуры и запрета из области "ах, он покусился на святое!" не должно и духу быть в том, что называется творчеством. Тем более, сейчас мы живем в эпоху тотального постмодернизма, когда практически ни один автор не свободен от правил этого феномена - многослойность текста, цитатность, аллюзии к другим источникам. И главное - приоритет реакции читателя над смыслом и содержанием произведения. Другими словами - не важно что и как написано, важно, какую реакцию это вызывает в душе и сознании, насколько сильно задействует эмоции, интеллект, всё существо человека. И "Чайка" Акунина - яркий пример такого произведения. Она как красная тряпка для ревнителей неприкосновенности классики, как тест на чувство юмора и свободу от стереотипов, незашоренность сознания. И очень многие этот тест не проходят, обвиняя автора в пустой насмешке над великим предшественником.
Действительно, Акунин игнорирует волю Чехова и решает, что финальный выстрел - ещё не конец. Для него это только начало - начало расследования убийства. Треплев не застрелился, он убит. И доктор Дорн (фон Дорн - дальний родственник прекрасного Фандорина) начинает поиск преступника.
Несколько вариантов развития событий приводят к разным фигурам злодеев - виноватым может оказаться любой из героев пьесы.
Обвинять великолепного стилиста Акунина в пустоте замысла, по крайней мере, странно. Да, автор неоднократно заявлял в интервью, что всё, связанное с детективным жанром, для него всего лишь забава, и интеллект читающей его тексты, исполненные в этом жанре, публики он высоко не оценивает. И вот реверанс в сторону "интеллигентной", или мнящей себя таковой, аудитории, переработка фетиша русской сцены - "Чайки". И смысл этой работы в том, чтобы заставить эту аудиторию осознать свою спесивую близорукость, заставить перестать умиляться ходульным прочтениям пьесы, одобряя лишь их "классичность", заставить увидеть, что это живое, трепетное произведение, развивающееся в контексте нашей культуры, требующее свободного взгляда, а не бронзовых почестей. А что освобождает лучше, чем ирония? Отрезвляет и заставляет устыдиться ложного пафоса?640